Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Белгородской областной Думы от 11.06.2015 N П/48-25-5 "О проекте закона Белгородской области "О внесении изменений в закон Белгородской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"



БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июня 2015 г. № П/48-25-5

О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"

В соответствии с пунктом "б" статьи 26 Устава Белгородской области Белгородская областная Дума постановляет:
проект закона Белгородской области "О внесении изменений в закон Белгородской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" принять в первом чтении.

Председатель
Белгородской областной Думы
В.Н.ПОТРЯСАЕВ





Проект

ЗАКОН
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "О
КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ"

Принят
Белгородской областной Думой
в первом чтении
11 июня 2015 года

Статья 1

Внести в закон Белгородской области от 13 ноября 2002 года № 53 "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав" (Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2002, № 43; 2004, № 58; 2006, № 80; 2008, № 14 (132); "Белгородские известия", 2010, 28 мая; 2012, 25 декабря; 2013, 9 апреля, 30 мая, 10 октября; 2015, 6 мая) следующие изменения:
1) в преамбуле слово "образования" заменить словом "создания";
2) часть 1 статьи 1 изложить в следующей редакции:
"1. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссии) являются коллегиальными органами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее также - система профилактики) Белгородской области, обеспечивающими координацию деятельности органов и учреждений системы профилактики по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.";
3) статью 3 изложить в следующей редакции:
"Статья 3. Принципы деятельности Комиссий
Деятельность Комиссий основывается на принципах:
1) законности;
2) демократизма;
3) гуманного обращения с несовершеннолетними;
4) индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
5) поддержки семьи с несовершеннолетними детьми и взаимодействия с ней;
6) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.";
4) в статье 5:
а) в наименовании слово "образования" заменить словом "создания";
б) абзац первый части 1 изложить в следующей редакции:
"1. Областная комиссия создается Правительством Белгородской области в составе председателя, заместителя (заместителей) председателя, ответственного секретаря и членов комиссии.";
в) в части 2 слово "Губернатором" заменить словом "Правительством";
5) в статье 6:
а) в части 1 слова "городского округа" заменить словами "городских округов";
б) в части 2:
в первом предложении слова "главы муниципального образования, возглавляющего администрацию муниципального образования, либо" исключить;
второе предложение изложить в следующей редакции:
"Председателем территориальной комиссии является заместитель главы администрации муниципального образования.";
в четвертом предложении слова "главой муниципального образования (главой администрации муниципального образования)" заменить словами "главой администрации муниципального образования";
в) в части 5 слова "городского округа" заменить словами "городских округов", слово "образуется" заменить словом "создается";
6) статью 8 изложить в следующей редакции:
"Статья 8. Основные задачи Комиссий
Задачами Комиссий являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, в том числе связанном с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ;
4) выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.";
7) в части 2 статьи 8.1 слова "городскому округу" заменить словами "городским округам";
8) в статье 9:
а) в части 1:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) участвуют в разработке и реализации целевых программ, направленных на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактику их безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий;";
пункт 2 исключить;
пункт 3 после слов "регулярно информируют" дополнить словами "Губернатора Белгородской области,";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4) в пределах своей компетенции запрашивают и получают необходимые для осуществления своих полномочий информацию, материалы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;";
в пункте 7 слова "прав и законных интересов несовершеннолетних" заменить словами "профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав и законных интересов";
пункт 9 изложить в следующей редакции:
"9) организуют осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;";
пункт 11 исключить;
пункт 14 изложить в следующей редакции:
"14) вносят в соответствующие органы и учреждения независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений.";
б) в части 2:
пункты 1 - 3 изложить в следующей редакции:
"1) координирует деятельность органов и учреждений системы профилактики, осуществляет мониторинг их деятельности в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области;
2) разрабатывает и вносит в Правительство Белгородской области предложения по осуществлению мероприятий в области защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений;
3) оказывает методическую помощь, осуществляет информационное обеспечение и контроль за деятельностью территориальных комиссий в соответствии с настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Белгородской области;";
пункты 4, 5 исключить;
пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6) принимает участие в разработке ежегодного доклада о положении детей и защите их прав в Белгородской области;";
в пункте 9:
абзац второй исключить;
в абзаце четвертом после слова "образовательных" дополнить словом "организациях";
в абзаце шестом слово "учащихся" заменить словом "обучающихся", слова "учреждений, учреждений начального профессионального образования" заменить словом "организаций";
дополнить пунктами 11 - 16 следующего содержания:
"11) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Белгородской области, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, реабилитацию и ресоциализацию несовершеннолетних, допускающих немедицинское потребление наркотических средств и психотропных веществ, защиту семьи с несовершеннолетними детьми, анализирует их эффективность;
12) принимает на основании информации органов и учреждений системы профилактики о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, меры к устранению выявленных нарушений и недостатков, обеспечивает конфиденциальность указанной информации при ее хранении и использовании;
13) принимает участие в работе по ресоциализации несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, дислоцируемых в других субъектах Российской Федерации, и вправе в установленном порядке посещать указанные исправительные учреждения;
14) представляет в установленном порядке соответствующим субъектам системы профилактики предложения о совершенствовании работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
15) осуществляет взаимодействие с уполномоченным по правам ребенка в Белгородской области по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
16) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области.";
в) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Областная комиссия наряду с осуществлением в пределах своей компетенции полномочий, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимает решения о допуске или недопуске к педагогической деятельности, к предпринимательской деятельности и (или) трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних лиц, имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям (за исключением лиц, лишенных права заниматься соответствующим видом деятельности по решению суда), с учетом вида и степени тяжести совершенного преступления, срока, прошедшего с момента его совершения, формы вины, отнесения в соответствии с законом совершенного деяния к категории менее тяжких преступлений, обстоятельств, характеризующих личность, в том числе поведения лица после совершения преступления, отношения к исполнению трудовых обязанностей, а также с учетом иных факторов, позволяющих определить, представляет ли конкретное лицо опасность для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних. Указанное решение принимается областной комиссией в порядке и по форме, определенным федеральным законодательством.";
г) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Территориальные комиссии осуществляют на подведомственной территории муниципального образования полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, а также:
1) подготавливают совместно с соответствующими органами или учреждениями представляемые в суд материалы по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации;
2) дают согласие на отчисление несовершеннолетних обучающихся, достигших возраста 15 лет и не получивших основного общего образования, организациям, осуществляющим образовательную деятельность;
3) дают при наличии согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, согласие на оставление несовершеннолетними, достигшими возраста 15 лет, общеобразовательных организаций до получения основного общего образования. Комиссии принимают совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет и оставивших общеобразовательные организации до получения основного общего образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок меры по продолжению освоения несовершеннолетними образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с согласия их родителей (законных представителей) по трудоустройству таких несовершеннолетних;
4) обеспечивают оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, содействия в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
5) применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Белгородской области;
6) принимают решения на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии о направлении несовершеннолетних в возрасте от 8 до 18 лет, нуждающихся в специальном педагогическом подходе, в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа с согласия родителей (законных представителей), а также самих несовершеннолетних в случае достижения ими возраста 14 лет;
7) принимают постановления об отчислении несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типа;
8) подготавливают и направляют в органы государственной власти Белгородской области и органы местного самоуправления в порядке, установленном настоящим законом и иными нормативными правовыми актами Белгородской области, отчеты о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующего муниципального образования;
9) рассматривают информацию (материалы) о фактах совершения несовершеннолетними, не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста наступления уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принимают решения о применении к ним мер воспитательного воздействия или о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также ходатайства, просьбы, жалобы и другие обращения несовершеннолетних или их родителей (законных представителей), относящиеся к установленной сфере деятельности комиссий;
10) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, их родителями (законными представителями) либо иными лицами, отнесенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законом Белгородской области от 4 июля 2002 года № 35 "Об административных правонарушениях на территории Белгородской области" к компетенции комиссий;
11) обращаются в суд по вопросам возмещения вреда, причиненного здоровью несовершеннолетнего, его имуществу, и (или) морального вреда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
12) вносят в суды по месту нахождения специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа совместно с администрацией указанных учреждений представления:
о продлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа не позднее чем за один месяц до истечения установленного судом срока пребывания несовершеннолетнего в указанном учреждении;
о прекращении пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии указанного учреждения до истечения установленного судом срока, если несовершеннолетний не нуждается в дальнейшем применении этой меры воздействия (не ранее 6 месяцев со дня поступления несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа) или в случае выявления у него заболеваний, препятствующих содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
о переводе несовершеннолетнего в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в связи с возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для его реабилитации;
о восстановлении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа в случае его самовольного ухода из указанного учреждения, невозвращения в указанное учреждение из отпуска, а также в других случаях уклонения несовершеннолетнего от пребывания в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа;
13) дают совместно с соответствующей государственной инспекцией труда согласие на расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
14) участвуют в разработке, проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
15) утверждают межведомственные программы (планы) и координируют проведение индивидуальной профилактической работы органов и учреждений системы профилактики в отношении несовершеннолетних и семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении, по предупреждению случаев насилия и всех форм посягательств на жизнь, здоровье и половую неприкосновенность несовершеннолетних, привлекают социально ориентированные общественные объединения к реализации планов индивидуальной профилактической работы и контролируют их выполнение;
16) осуществляют иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Белгородской области.";
9) статью 10 исключить;
10) статью 11 изложить в следующей редакции:
"Статья 11. Рассмотрение территориальной комиссией материалов (дел), не связанных с делами об административных правонарушениях
1. Территориальные комиссии рассматривают материалы (дела), не связанные с делами об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции в соответствии с действующим законодательством.
2. В случае необходимости территориальная комиссия может принять решение о проведении выездного заседания по месту работы или жительства лиц, в отношении которых рассматриваются материалы (дела).
3. Полученные территориальной комиссией материалы (дела) должны быть рассмотрены в срок не более тридцати дней после дня их поступления. В случае поступления ходатайства от участников рассмотрения материалов (дел) либо в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств по материалам (делам) срок рассмотрения может быть продлен территориальной комиссией, но не более чем на тридцать дней.";
11) статью 12 исключить;
12) статью 13 изложить в следующей редакции:
"Статья 13. Решения, принимаемые территориальными комиссиями
1. По результатам рассмотрения материалов (дел) комиссия может принять следующие решения:
1) о применении к несовершеннолетним, их родителям и иным законным представителям мер воздействия, предусмотренных федеральным законодательством;
2) об установлении факта нахождения несовершеннолетних и их семей в социально опасном положении либо об установлении факта выхода несовершеннолетних и их семей из социально опасного положения;
3) об утверждении межведомственных индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, о внесении изменений в утвержденные программы, о досрочном прекращении реализации программ;
4) об удовлетворении либо отказе в удовлетворении представлений органов и учреждений системы профилактики, в том числе органов, осуществляющих управление в сфере образования, по вопросам обучения несовершеннолетних в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
5) о принятии мер по продолжению освоения несовершеннолетним, оставившим по согласию комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав общеобразовательную организацию, образовательной программы основного общего образования и (или) по его трудоустройству;
6) о даче согласия либо отказе в даче согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
7) о принятии мер по обеспечению оказания помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, а также состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях;
8) об обращении в суд либо о внесении в суд представлений по вопросам, отнесенным к компетенции территориальной комиссии;
9) о внесении в орган опеки и попечительства ходатайства о немедленном отобрании несовершеннолетнего у родителей или иных законных представителей, либо об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей, либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
10) о принятии мер, направленных на устранение нарушений прав и свобод несовершеннолетних, причин и условий, способствующих их безнадзорности, совершению ими правонарушений или антиобщественных действий, органом (должностным лицом), уполномоченным устранить нарушения;
11) о внесении в уполномоченные органы ходатайства о привлечении к дисциплинарной или иной ответственности лиц, решения или действия (бездействие) которых повлекли нарушение прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних;
12) о даче поручений органам и учреждениям системы профилактики;
13) о запросе необходимых дополнительных материалов;
14) о передаче материалов (дела) в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности;
15) об отложении рассмотрения материалов (дела);
16) иные решения, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Белгородской области.
2. По результатам рассмотрения одного материала (дела) может быть принято одновременно несколько решений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.";
13) статью 14 исключить;
14) в статье 15:
а) в абзаце первом части 1 слово "учреждения" заменить словом "организации";
б) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. В результате рассмотрения материалов (дела) территориальная комиссия вправе принять решение об оказании содействия в определении форм устройства несовершеннолетних, которое направляется в органы и учреждения системы профилактики для принятия соответствующих решений.";
15) пункт 3 статьи 16 изложить в следующей редакции:
"3) по представлениям (ходатайствам) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, общественных объединений;";
16) в абзаце первом статьи 17 слова "руководителями учреждений, в котором" заменить словами "руководителями учреждений, организаций, в которых";
17) в части 8 статьи 19 слова ", предусмотренных пунктами 1 - 2 статьи 11 настоящего закона," заменить словами "о совершении несовершеннолетним, не достигшим возраста привлечения к уголовной ответственности, общественно опасного деяния";
18) в статье 21:
а) в части 1 слова ", выносят определения" исключить;
б) в части 2 слова "органов управления образованием, образовательных учреждений" заменить словами "органов и учреждений, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
в) часть 3 исключить;
19) в статье 22:
а) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. По результатам рассмотрения материалов в отношении несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей либо других лиц, а также представлений органов и учреждений системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений, обращений иных органов и организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, информации работодателей территориальная комиссия принимает постановление, в котором содержатся решения, предусмотренные статьей 13 настоящего закона.";
б) абзацы третий и четвертый части 4 исключить.

Статья 2

Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Белгородской области


------------------------------------------------------------------