Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление администрации Ракитянского района Белгородской обл. от 22.05.2015 N 66 "О мерах по повышению эффективности управления муниципальными финансами Ракитянского района на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. № 66

О МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ
ФИНАНСАМИ РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 2593-р "Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", постановления Правительства Белгородской области от 13 апреля 2015 года № 146-пп "О мерах по повышению эффективности управления государственными финансами Белгородской области на период до 2018 года", а также принятия мер по мобилизации доходов, оптимизации расходов бюджета Ракитянского района в 2015 году и плановом периоде 2016 - 2017 годов, для обеспечения сбалансированности районного бюджета администрация Ракитянского района постановляет:

1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Ракитянского района на период до 2018 года (далее - Программа, прилагается).

2. Утвердить План мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов Ракитянского района на 2015 - 2017 годы с учетом фактического исполнения за 2014 год (далее - План, прилагается).

3. Управлению финансов и бюджетной политики администрации района (Шатило О.А.), отраслевым функциональным органам (структурным подразделениям) администрации Ракитянского района руководствоваться положениями Программы, утвержденной в пункте 1 настоящего постановления, при реализации муниципальных программ Ракитянского района, а также при подготовке проектов решений Муниципального совета и иных районных нормативных правовых актов.

4. Ответственным исполнителям Плана:
- обеспечить выполнение мероприятий и достижение ожидаемых результатов Плана, утвержденного в пункте 2 настоящего постановления, в рекомендуемые сроки;
- представлять в управление финансов и бюджетной политики Ракитянского района ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, отчет о результатах реализации Плана по форме согласно приложению к настоящему постановлению.

5. Управлению финансов и бюджетной политики района (Шатило О.А.) обеспечить ежеквартальное представление в Департамент финансов и бюджетной политики Белгородской области отчета о реализации Плана в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

6. Признать утратившим силу постановление администрации Ракитянского района от 2 октября 2014 года № 93 "О мерах по повышению эффективности управления муниципальными финансами Ракитянского района на период до 2018 года".

7. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы администрации района по финансам и бюджетной политике - начальника управления финансов и бюджетной политики О.А.Шатило.
О ходе исполнения постановления информировать ежегодно к 1 апреля начиная с 2016 года, об исполнении - к 1 апреля 2019 года.

И.о. главы администрации
Ракитянского района
В.ВОРОБЬЕВ





Утверждена
постановлением
администрации Ракитянского района
от 22 мая 2015 г. № 66

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Ракитянского района на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах и определяет основные направления деятельности органов местного самоуправления в сфере управления муниципальными финансами Ракитянского района.

Раздел I. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ АДМИНИСТРАЦИИ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ
БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ПЕРИОД ДО 2014 ГОДА

В 2010 - 2013 годах развитие бюджетной системы Ракитянского района осуществлялось в рамках реализации долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ракитянского района на период до 2013 года", утвержденной постановлением администрации Ракитянского района от 21 марта 2011 года № 26, выполнение мероприятий которой позволило осуществить серьезные преобразования в бюджетной сфере, повысить качество управления средствами бюджета муниципального района.
Организация деятельности органов местного самоуправления Ракитянского района осуществлялась по следующим направлениям:
1. Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы района.
Постановлением администрации Ракитянского района от 28 апреля 2011 года № 49 "Об утверждении Порядка оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот" изменен порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, предусматривающий использование показателей, отражающих цели предоставления налоговых льгот, а также различный порядок оценки эффективности предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот.
Проведена оценка эффективности существующих налоговых льгот, установленных решениями представительных органов местного самоуправления Ракитянского района о налогах и сборах, в соответствии с новыми критериями.
2. Совершенствование разграничения полномочий и организация деятельности публично-правовых образований.
Сформирована эффективная и стабильно функционирующая система межбюджетных отношений, предусматривающая распределение всех форм межбюджетных трансфертов из районного бюджета на основе формализованных методик, утвержденных соответствующими нормативными правовыми актами.
В рамках федеральных решений осуществлена работа по перераспределению расходных полномочий и доходных источников между районным бюджетом и бюджетами городских и сельских поселений.

Постановлением администрации Ракитянского района от 26 октября 2011 года № 122 утвержден Порядок принятия решений по введению новых (увеличению объема действующих) расходных обязательств на территории Ракитянского района.
Начиная с 2012 года проводится мониторинг и оценка качества организации бюджетного процесса в городских и сельских поселениях Ракитянского района.
С учетом принятых мер и осуществления контроля за исполнением бюджетов обеспечена сбалансированность местных бюджетов.
3. Муниципальные программы как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов. Переход к программной структуре расходов бюджетов.
В целях внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования в Ракитянском районе были внесены изменения в решение Муниципального совета Ракитянского района от 29 июня 2011 года № 3 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Ракитянский район", разработаны постановления администрации Ракитянского района области от 11 апреля 2014 года № 15 "Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Ракитянского района Белгородской области"; от 11 апреля 2014 года № 16 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ракитянского района"; от 22 июля 2014 года № 55 "Об утверждении Порядка мониторинга реализации муниципальных программ Ракитянского района".
Перечень муниципальных программ Ракитянского района утвержден постановлением администрации Ракитянского района от 22 июля 2014 года № 57.
В 2014 году муниципальными нормативно-правовыми актами утверждены девять районных муниципальных программ и тринадцать муниципальных программ городских и сельских поселений со сроком действия шесть лет.
Бюджет муниципального района "Ракитянский район" и бюджеты городских и сельских поселений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов впервые сформированы в структуре утвержденных муниципальных программ.
4. Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
Для формирования стимулов к повышению качества организации и осуществления бюджетного процесса в городских и сельских поселениях принято постановление администрации района от 14 апреля 2015 года № 60 "Об утверждении порядка проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Ракитянского района".
Повышение ответственности главных распорядителей, распорядителей, получателей за использованием средств районного бюджета способствовало усилению контроля на стадии санкционирования кассовых выплат.
Реализация данного комплекса мероприятий направлена на повышение эффективности расходов бюджета муниципального района и осуществляется путем:
- предотвращения нецелевого использования бюджетных средств;
- осуществления обоснованной экономии средств, выделяемых бюджетополучателям на основе бюджетных заявок;
- перераспределения средств в рамках выделенных лимитов бюджетных ассигнований в пользу наиболее приоритетных и значимых направлений расходов;
- усиления целевой направленности расходования средств бюджета, учета связи между затратами и результатом на стадии санкционирования кассовых выплат.
Порядок санкционирования кассовых выплат в Ракитянском районе регулируется, прежде всего, федеральными нормативными правовыми актами: статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 сентября 2008 года № 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита", Приказом Казначейства Российской Федерации от 10 октября 2008 года № 8н "О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов", а также решением Муниципального совета Ракитянского района от 29 июня 2011 года № 3 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Ракитянский район" и приказом Управления финансов и бюджетной политики администрации Ракитянского района от 3 октября 2011 года № 15а "О санкционировании оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета муниципального района и администраторов источников финансирования дефицита бюджета муниципального района".
Полномочия по осуществлению текущего контроля за соблюдением оформления расчетных документов на соответствие требованиям банковского и налогового законодательства Российской Федерации возложены на отдел казначейского исполнения бюджета управления финансов и бюджетной политики администрации района.
В настоящее время система санкционирования кассовых выплат в Ракитянском районе упорядочена и демонстрирует достаточно эффективное функционирование.
В условиях реформы бюджетных учреждений осуществление кассового исполнения смет расходов распорядителей и получателей средств районного бюджета на основе сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств является основной составляющей санкционирования расходов муниципальных учреждений.
5. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг.
В 2010 - 2012 годах была проведена фундаментальная реформа системы оказания государственных и муниципальных услуг.
Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон № 83-ФЗ) стал основополагающим документом для установления правового статуса государственных (муниципальных) учреждений в форме казенных, бюджетных или автономных.
В целях обеспечения своевременной и качественной подготовки к реализации Федерального закона № 83-ФЗ было принято решение Муниципального совета Ракитянского района от 4 марта 2011 г. № 5 "Об особенностях правового положения муниципальных учреждений Ракитянского района Белгородской области в переходный период".
Создана нормативная правовая база, позволившая повысить эффективность предоставления муниципальных услуг и оптимизировать функции муниципального управления.
Приняты постановления администрации района от 10 августа 2011 года № 99 "Об утверждении Положения "О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными учреждениями муниципального образования "Ракитянский район" Белгородской области" (с учетом изменений, внесенных постановлениями администрации Ракитянского района от 21 декабря 2011 года № 145 и от 29 декабря 2012 года № 155); от 17 августа 2011 года № 102 "Об утверждении методических рекомендаций по определению нормативных затрат на финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципального образования "Ракитянский район" Белгородской области"; от 21 декабря 2011 года № 136 "Об утверждении Порядка определения объема и предоставления субсидий"; от 2 июля 2012 года № 76 "Об утверждении единых стандартизированных требований к предоставлению муниципальных услуг", от 18 февраля 2013 года № 16 "Об утверждении Перечня муниципальных контрольных (надзорных) функций, относящихся к сфере деятельности структурных подразделений администрации района, муниципальных учреждений, подведомственных администрации района, органов местного самоуправления городских и сельских поселений", от 16 октября 2013 года № 129 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) структурными подразделениями администрации района, муниципальными учреждениями, подведомственными администрации района, органами местного самоуправления городских и сельских поселений".
На официальном сайте органов местного самоуправления Ракитянского района в сети Интернет функционирует раздел "Муниципальные услуги".
6. Развитие системы муниципального контроля.
Принято постановление администрации района от 1 августа 2014 года № 62 "Об утверждении порядка осуществления внутреннего муниципального контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд".
7. Развитие информационной системы управления муниципальными финансами.
Создана единая интегрированная информационная система управления региональными и муниципальными финансами на базе автоматизированной системы департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области.
Главной особенностью данной информационной системы является использование единой базы данных, в которой централизованно хранятся и обрабатываются все операции по исполнению всех бюджетов на территории Белгородской области. При этом все серверное оборудование находится на территории финансового органа Белгородской области, что позволяет сократить эксплуатационные расходы. Пользователями данной информационной системы являются все участники бюджетного процесса на территории Белгородской области: департамент финансов и бюджетной политики области, финансовые органы муниципальных образований, распорядители и получатели бюджетных средств. За счет гибкого распределения доступа к данным в рамках информационной системы пользователи работают только с той информацией, доступ к которой предусмотрен их полномочиями.
В целом задачи долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ракитянского района Белгородской области до 2013 года" были решены, что обеспечило преемственность развития системы управления общественными финансами и создало качественно новую базу для разработки новой программы в данной сфере.
С 2015 года внедрена подсистема единой информационной системы в сфере закупок, которая позволяет автоматизировать процессы планирования закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, осуществления закупок, исполнения контрактов, а также мониторинга в сфере закупок.

Раздел II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами Ракитянского района является важнейшим условием для повышения уровня и качества жизни населения района, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития Ракитянского района.
Несмотря на поступательное развитие методического обеспечения и правового регулирования бюджетных правоотношений, процесс формирования целостной системы управления муниципальными финансами в Ракитянском районе еще не завершен.
Сформулированные в решении Муниципального совета Ракитянского района от 3 апреля 2008 года № 1 "О Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Ракитянский район" на 2008 - 2025 годы" (с учетом изменений, внесенных решением Муниципального совета Ракитянского района от 5 июля 2013 г. № 8) стратегические цели и задачи социально-экономического развития Ракитянского района требуют продолжения и углубления бюджетных реформ с выходом системы управления муниципальными финансами на качественно новый уровень.
Наряду с положительными результатами реализации долгосрочной целевой программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ракитянского района до 2013 года" сохраняется ряд недостатков, ограничений и нерешенных проблем, в том числе:
отсутствие целостной системы стратегического планирования и, соответственно, слабая увязка между стратегическим и бюджетным планированием, включая ограниченность практики планирования и применения всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, нормативного регулирования) для достижения целей муниципальной политики;
незавершенность формирования и ограниченность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ Ракитянского района, а также применения результатов их мониторинга;
недостаточная ответственность органов местного самоуправления района при осуществлении своих расходных бюджетных полномочий;
низкая заинтересованность муниципальных образований района в наращивании собственной налоговой базы;
формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг;
недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
ограниченность применения оценки эффективности использования бюджетных средств и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления;
недостаточная открытость бюджетов, прозрачность и подотчетность деятельности участников сектора муниципального управления, низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Целью Программы является повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетов и целей социально-экономического развития Ракитянского района за счет завершения формирования современной нормативной правовой базы регулирования бюджетных правоотношений.
Для достижения поставленной цели предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета муниципального района;
модернизация бюджетного процесса в условиях внедрения программно-целевых методов управления;
совершенствование муниципального финансового контроля с целью его ориентации на использование бюджетных расходов;
реализация мер по повышению эффективности бюджетных расходов;
повышение открытости и прозрачности управления муниципальными финансами Ракитянского района.
Программа определяет общие принципы и механизмы реализации установленных целей и задач, достижения результатов конкретных мероприятий муниципальных программ Ракитянского района.
Организация выполнения мероприятий Программы будет осуществляться в рамках соответствующих муниципальных программ Ракитянского района.

Раздел III. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛГОСРОЧНОЙ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
И УСТОЙЧИВОСТИ РАЙОННОГО БЮДЖЕТА

3.1. Управление доходами бюджета Ракитянского района

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета Ракитянского района является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Ракитянского района.
Основное внимание уделяется:
развитию налогового потенциала;
повышению достоверности планирования доходов бюджета Ракитянского района;
повышению эффективности нормативных актов Ракитянского района о налогах и сборах;
оценке эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций, имеющих стимулирующий характер и направленных на решение определенных задач;
повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
сокращению имеющейся недоимки по платежам в консолидированный бюджет района.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета Ракитянского района и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
проведение оценки и анализа причин отклонений утвержденных на соответствующий финансовый год доходов бюджета Ракитянского района от фактических параметров;
формирование нормативных актов Ракитянского района о налогах и сборах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития Ракитянского района (налогового потенциала), поддержки инвестиций, социально не защищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности;
обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
проведение проверок использования и распоряжения имуществом района, находящимся в оперативном управлении районных учреждений, органов местного самоуправления района, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
проведение государственной кадастровой оценки земель промышленности с целью обеспечения максимального соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости;
проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, введению в действие государственной кадастровой оценки земель и пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках межведомственных комиссий Ракитянского района по вопросам погашения задолженности по платежам во все уровни бюджетов и внебюджетные фонды.

3.2. Управление муниципальным долгом Ракитянского района

Стратегической целью управления муниципальным долгом Ракитянского района является обеспечение сбалансированности бюджета Ракитянского района при безусловном выполнении принятых обязательств и соблюдении норм и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. В связи с этим размер муниципального долга Ракитянского района требует постоянного мониторинга. Необходимо проводить следующие мероприятия, направленные на совершенствование долговой политики Ракитянского района:
1. Предусматривать при планировании муниципальных заимствований ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15 процентов от объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам.
2. Осуществлять проведение мониторинга муниципального долга с целью соблюдения нормативов, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, по предельному размеру муниципального долга и расходов на его обслуживание.

3.3. Повышение эффективности формирования, предоставления
и распределения межбюджетных трансфертов. Обеспечение
устойчивости и сбалансированности местных бюджетов

Стабильность местных бюджетов является важнейшим вопросом в формировании межбюджетных отношений с поселениями, которые предоставляются в виде дотаций, субсидий, субвенций и иных трансфертов.
Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ внесены изменения в систему организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления и Российской Федерации. Законом существенно изменен перечень вопросов местного значения сельских поселений, в компетенцию которых в настоящее время входит 13 вопросов местного значения вместо 39 предусмотренных ранее. Остальные 26 вопросов местного значения сельских поселений выполняют муниципальные районы.
Законом Белгородской области от 6 октября 2014 года № 304 "О внесении изменений в закон Белгородской области "Об особенностях организации местного самоуправления в Белгородской области" дополнительно закреплено за сельскими поселениями 11 вопросов из числа изъятых.
Очевидно, что утвержденное федеральным законодательством закрепление доходных источников по уровням бюджетов не позволяет полностью обеспечить расходные обязательства поселений и межбюджетные трансферты в современных условиях выступают инструментом выравнивания бюджетной обеспеченности и сбалансированности бюджетов муниципальных образований.
Бюджетная политика в области межбюджетных отношений с муниципальными образованиями района должна быть направлена на повышение самостоятельности и ответственности местных бюджетов. Особую актуальность приобретают вопросы повышения эффективности использования межбюджетных трансфертов и совершенствования подходов к их распределению.
В среднесрочной перспективе будет продолжена работа по совершенствованию системы распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
В части предоставления субсидий бюджетам городских и сельских поселений должна быть продолжена работа по повышению эффективности предоставления и использования этих средств. Общие принципы распределения субсидий, а также условия, регулирующие их предоставление, впоследствии должны быть установлены в соответствующих муниципальных программах Ракитянского района.
Наряду с этим в среднесрочный период, а также в последующие периоды будет реализован комплекс мер по развитию методологии формирования и использования каждого из видов межбюджетных трансфертов на основе оценки их эффективности, необходимости и достаточности.
Кроме того, планируется постоянно осуществлять контроль за соблюдением органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов, что будет способствовать повышению финансовой дисциплины.
В целях обеспечения устойчивости местных бюджетов необходимо создать эффективную систему предупреждения и ликвидации негативных последствий угроз несбалансированности бюджетов муниципальных образований на территории Ракитянского района. Для этого будет продолжено проведение мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
В целом в муниципальных образованиях на территории Ракитянского района должно быть обеспечено высокое качество управления бюджетным процессом с использованием в первую очередь передовых программно-целевых методов формирования и исполнения бюджетов.
Исполнение данных мероприятий будет обеспечено в том числе в рамках реализации муниципальных программ повышения эффективности управления муниципальными финансами.

Раздел IV. МОДЕРНИЗАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ
ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

Внедрение программного бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджетов, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, внедрение новых форм и видов муниципального финансового контроля.
Основными целями перехода к программному бюджету являются:
обеспечение ориентации деятельности органов местного самоуправления Ракитянского района на достижение целей и задач социально-экономического развития района;
создание системы планирования и исполнения районного бюджета, при которой обеспечивается увязка объемов финансирования отраслей общественного сектора с полученными результатами;
повышение эффективности расходов районного бюджета;
создание прозрачной и понятной для населения и депутатов Муниципального совета Ракитянского района системы представления бюджета, в которой четко определяются объемы финансирования конкретных направлений и конечные результаты;
реализация установленных законодательством новых принципов формирования бюджета.
Эффективность программного бюджета как одного из инструментов реализации муниципальной политики будет определяться результатами комплексной реформы муниципального управления.

4.1. Развитие муниципальных программ как основного
инструмента повышения эффективности бюджетных расходов

Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов в Ракитянском районе. Такая ситуация обусловлена необходимостью формирования устойчивой связи между осуществляемыми расходами и планируемыми результатами, что является ключевой целью всей идеологии реформирования общественных финансов на протяжении последних десяти лет.
В целях внедрения программно-целевых методов бюджетного планирования в Ракитянском районе разработана нормативная правовая база, необходимая для перехода к программному бюджету:
- внесены изменения в решение Муниципального совета Ракитянского района от 29 июня 2011 года № 3 "Об утверждении Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в муниципальном образовании "Ракитянский район";
- приняты постановления администрации Ракитянского района области от 11 марта 2014 года № 15 "Об утверждении Концепции внедрения программного бюджета в бюджетный процесс Ракитянского района Белгородской области"; от 11 марта 2014 года № 16 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ Ракитянского района", распоряжение администрации Ракитянского района от 11 марта 2014 года № 222 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации муниципальных программ Ракитянского района";
- распоряжением администрации Ракитянского района от 15 июля 2014 года № 781 утвержден состав Экспертной комиссии по рассмотрению муниципальных программ Ракитянского района Белгородской области.
Приняты иные муниципальные нормативные правовые акты Ракитянского района, изданы ведомственные приказы и распоряжения.
Муниципальные образования района начиная с бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов планируют бюджет в программном формате. Районный бюджет на указанный период утвержден решением Муниципального совета Ракитянского района от 29 декабря 2014 года № 1 на основании 9 муниципальных программ Ракитянского района со сроком действия шесть лет, бюджеты 13-ти городских и сельских поселений также утверждены в соответствии с программами социально-экономического развития поселений на 2015 - 2020 годы.
Дальнейшее развитие муниципальных программ предполагается осуществить путем реализации следующих задач:
1. Мониторинг и оценка эффективности муниципальных программ Ракитянского района.
Результаты ежеквартального и ежегодного мониторинга ориентированы на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированных показателей.
2. Проведение независимой экспертизы результатов реализации муниципальных программ и своевременное принятие решений по корректировке работы с муниципальными программами. С этой целью в Ракитянском районе распоряжением администрации района от 15 июля 2014 года № 781 создана Экспертная комиссия по рассмотрению муниципальных программ Ракитянского района. В состав Экспертной комиссии включены представители органов местного самоуправления, представители общественности. Данное сообщество производит оценку муниципальных программ не только по итогам исполнения, но и на стадии их проектировки.
3. Для повышения качества разрабатываемых муниципальных программ необходимо сформировать общие подходы к увязке муниципальных программ с соответствующими государственными программами Белгородской области, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, рисков, а также финансовых показателей в программах разного уровня.

Раздел V. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

В условиях перехода к программному бюджету существенно изменились полномочия органов внутреннего муниципального финансового контроля.
Так, важнейшей новацией Федерального закона от 23 июля 2013 года № 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" явилось определение сферы государственного (муниципального) финансового контроля, введение понятий внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Кроме того, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" к контролю законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также отнесены полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по контролю в сфере закупок для государственных (муниципальных) нужд.
В целях реализации положений части 11 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, постановления администрации Ракитянского района от 1 августа 2014 года № 62 утвержден Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В целом данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ.
Организация контроля за реализацией муниципальных программ позволит в полной мере опереться на данные представленной отчетности при принятии управленческих решений, включающих решения о корректировке муниципальных программ, оперативном принятии иных управленческих решений, а также позволит получить объективную оценку результатов реализации и эффективности муниципальных программ.
Для реализации новых подходов к деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля в условиях расширения функционала данных органов необходимо:
- внедрить единую методику осуществления внутреннего муниципального финансового контроля;
- обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита;
- обеспечить координацию внутреннего муниципального финансового контроля в отношении закупок для муниципальных нужд.

Раздел VI. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ

Переход к программно-целевым методам управления, в том числе программному бюджету, предполагает расширение финансовой самостоятельности и, следовательно, ответственности органов местного самоуправления за достижение запланированных целей и результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.

6.1. Система анализа эффективности бюджетных расходов

Основной задачей бюджетной политики является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия исходя из возможностей районного бюджета в реализации государственных программ Российской Федерации и Белгородской области, а также мероприятий, софинансируемых из федерального и областного бюджетов;
повышения качества финансового менеджмента в органах местного самоуправления Ракитянского района, в том числе за счет стимулирования их деятельности к достижению наилучших результатов.
Наряду с созданием общих условий и стимулов для повышения эффективности бюджетных расходов необходимы разработка и реализация конкретных инструментов и механизмов для достижения этой цели с учетом специфики основных сфер деятельности (функций) органов местного самоуправления.
Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств районного бюджета, в процессе формирования проекта районного бюджета, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к разработке муниципальных программ Ракитянского района исходя из методики расчета планового объема бюджетных ассигнований районного бюджета согласно утвержденной методике планирования бюджетных ассигнований бюджета муниципального района.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ Ракитянского района.

6.2. Развитие системы муниципальных закупок и повышение
функциональной эффективности расходов в этой сфере

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ), который содержит ряд положений, направленных на повышение эффективности бюджетных расходов в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и регулирует закупки от этапа планирования до этапа оценки их эффективности. Муниципальные закупки должны быть запланированными, то есть предусмотренными планами закупок, планами-графиками закупок и соответствовать целям, определенным статьей 13 Федерального закона № 44-ФЗ.
Контрактная система предусматривает осуществление деятельности заказчиков на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. В этой связи в структуре органов местного самоуправления и подведомственных им учреждениях созданы контрактные службы, назначены контрактные управляющие.
Оптимизация бюджетных расходов на муниципальные закупки будет обеспечиваться централизацией закупок, предусматривающей передачу отдельных полномочий заказчика уполномоченному. При этом ответственность за обеспечение реализации муниципальной программы должна сохраняться за соответствующим ответственным исполнителем. Полномочия органов местного управления в сфере закупок определены постановлением администрации Ракитянского района от 30 октября 2013 года № 141 "Об определении полномочий органов местного самоуправления в сфере закупок товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений Ракитянского района". Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом утвержден распоряжением администрации Ракитянского района от 03.02.2014 № 93 "Об утверждении Порядка взаимодействия уполномоченного органа и муниципальных заказчиков по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения муниципальных нужд Ракитянского района".
С 2015 года централизация закупок осуществляется путем проведения электронных аукционов, организуемых уполномоченным органом для заказчиков муниципального района.
При принятии решений о централизации потребуется провести оценку рисков, связанных с формированием перечня номенклатуры товаров, снижением количества покупателей на рынке муниципального заказа.
В целях оптимизации бюджетных расходов на закупку продуктов питания формирование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), осуществляется с учетом мониторинга предельного уровня действующих цен на продукты питания, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 21 октября 2013 года № 421-пп, и перечня продовольственной продукции, утвержденного постановлением Правительства Белгородской области от 9 апреля 2007 года № 80-пп.
Практика осуществления централизованных закупок позволит сократить расходы на организацию закупочных процедур, в том числе путем сокращения избыточной численности занятых в этой сфере служащих, а также обеспечить экономию на объемах закупок.
С введением банковского сопровождения контрактов, под которым понимается оценка банком рисков, связанных с исполнением контракта, и предоставление банкам полномочий по контролю и мониторингу операций со средствами поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках исполнения муниципальных контрактов достигается функциональная эффективность бюджетных расходов на такие закупки.
После анализа вводимой с 2014 года практики осуществления банковского сопровождения контрактов необходимо решить в том числе следующие основные задачи: заменить практику авансирования по контрактам банковским кредитованием исполнителя в рамках исполнения обязательств по контракту; предусмотреть меры обеспечения, а также оплачивать контракт исходя из фактических затрат исполнителя на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги.
С 2015 года в области введена подсистема региональной информационной системы, позволяющая автоматизировать процессы планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг, исполнения контрактов, мониторинга в сфере закупок, а также обеспечения контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В рамках нормативно-правовой работы по регулированию сферы закупок разработан порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

6.3. Повышение эффективности оказания муниципальных услуг

В районе продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом № 83-ФЗ.
В целом Федеральный закон № 83-ФЗ обеспечил положительные эффекты как для потребителей, ощутивших повышение качества оказываемых услуг, так и для менеджмента в органах местного самоуправления, учреждениях, получившего возможность применения более эффективных управленческих технологий для решения проблем учреждений. Для повышения качества и доступности муниципальных услуг решены следующие задачи:
1. При стратегическом и бюджетном планировании обеспечивается взаимосвязь муниципальных программ Ракитянского района и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах.
Сводные показатели муниципальных заданий включены в состав муниципальных программ Ракитянского района (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий формируются в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ Ракитянского района.
2. Расширена практика оказания муниципальных услуг не только бюджетными и автономными учреждениями, но и другими организациями (негосударственными организациями), что в условиях добросовестной конкуренции создает возможность внедрения одной из самых перспективных и наиболее эффективных с точки зрения качества услуг форм - возможности выбора самим потребителем услуг места (организации-поставщика), а также качества и объема гарантированных услуг.
3. Упорядочено формирование перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях. Перечень услуг формируется каждым учреждением с учетом специфики деятельности. Средства, полученные от предоставления платных услуг, направляются на развитие материально-технической базы учреждений, улучшение качества предоставляемых услуг и на достижение уставных целей.
4. В учреждениях внедрены системы оплаты труда работников, адаптированные к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, направленные на решение задач по достижению целевых ориентиров в соответствии с указами Президента Российской Федерации, развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в учреждениях принципов "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника уточнены и конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с федеральным законодательством на 2016 год муниципальные задания будут сформированы по новым правилам на основании единого регистра услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти и утвержденных органом местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетных или автономных учреждений, либо главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находятся казенные учреждения, ведомственных перечней. Вводимая унификация подходов к формулированию услуг и формирование их исчерпывающего перечня позволит обеспечить быстрое и четкое формирование муниципальных заданий на основе сопоставимых критериев, что повысит эффективность деятельности учреждений.

6.4. Повышение эффективности бюджетных инвестиций

Обеспечение приоритетов бюджетной политики на 2014 - 2016 годы в части бюджетных инвестиций, в первую очередь, направлено на исполнение Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года и мероприятий, предусмотренных "дорожными картами": ликвидация очередей в детские сады.
Принятие новых инвестиционных обязательств должно осуществляться в соответствии со стратегическими приоритетами развития района. Принятие решения о создании новых социальных объектов должно быть всесторонне взвешено с точки зрения последующей востребованности, загруженности, территориальной доступности объектов для населения, перспектив развития территорий, а также наличия внутренних финансовых и кадровых ресурсов в соответствующей сфере для обеспечения функционирования создаваемых объектов социального назначения.
В настоящее время существенное внимание необходимо уделять привлечению в район средств федерального и областного бюджетов на поддержку отраслей экономики. Учитывая то, что практически все федеральные и областные ресурсы предоставляются на условиях софинансирования, при принятии решений со стороны района они должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы должны иметь реальную потребность, оцениваемый эффект от использования средств и при этом не должны создавать дополнительной нагрузки на бюджет муниципального района.
Кроме того, в рамках реализации Программы необходимо обеспечить повышение эффективности бюджетных расходов инвестиционного характера, сопряженное с привлечением частных инвестиций в экономику района, посредством решения следующих задач:
повышения эффективности бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности, юридическим лицам, не являющимся муниципальными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями;
сокращения рисков, с которыми сопряжен процесс осуществления инвестиций в проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства;
передачи большей части рисков по инвестиционным проектам частным инвесторам с расширением доступа капитала в социальную сферу и инфраструктуру;
создания новых инструментов бюджетной политики в сфере инвестиций, обеспечивающих "комфортные" условия для частного капитала;
повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, включая привлечение частного капитала;
повышения эффективности управления созданными в результате инвестиционной деятельности активами, включая привлечение частного капитала к их дальнейшему развитию и модернизации;
соблюдения муниципальными заказчиками нормативных сроков строительства (поскольку отклонения приводят к удорожанию стоимости строительства).
Использование механизмов государственно-частного партнерства позволит обеспечить частичное либо полное замещение бюджетных инвестиций частными или заемными средствами.

6.5. Организация исполнения бюджета муниципального района
"Ракитянский район" и формирование бюджетной отчетности

Завершающим этапом бюджетного процесса является формирование бюджетной отчетности. Своевременное и качественное формирование бюджетной отчетности об исполнении бюджета позволяет оценить выполнение расходных обязательств района. Кроме того, это позволяет выявить факты возникновения просроченной задолженности получателей бюджетных средств с целью ее дальнейшей инвентаризации, реструктуризации и погашения. В целях осуществления контроля за расходованием бюджетных средств в районе ежеквартально проводится мониторинг кредиторской задолженности органов местного самоуправления и районных муниципальных учреждений.
Бюджетный учет является частью общей системы контроля за аккумулированием и расходованием средств бюджета, а также за состоянием активов и обязательств Ракитянского района и операций, их изменяющих. В целях обеспечения качества, достоверности и сопоставимости показателей бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Ракитянского района управлением финансов и бюджетной политики администрации района проводится работа по информированию, разъяснению нормативных правовых актов в области организации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
В целях соблюдения сроков представления и осуществления единого подхода к формированию бюджетной отчетности главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, органами местного самоуправления района, управлением финансов и бюджетной политики администрации района разрабатываются приказы, направляются разъяснения, проводится работа по оказанию методологической помощи и внедрению программного обеспечения.
Особое внимание уделяется вопросам повышения качества бюджетной отчетности, представляемой главными распорядителями средств, главными администраторами доходов, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета, органами местного самоуправления.
Содержащиеся в бюджетной отчетности, составленной управлением финансов и бюджетной политики администрации района, показатели должны соответствовать контрольным соотношениям, предусмотренным для каждой формы отчетности, с одновременным соблюдением логических и арифметических увязок показателей отчетов между собой, обеспечением сравнимости показателей отчетного периода и показателей прошлого года с учетом изменений методологии их составления. Ежегодно руководитель и специалисты финансового органа участвуют в заседании созданной при департаменте финансов и бюджетной политики области комиссии по оценке качества и достоверности отчетности об исполнении бюджетов муниципальных образований. По результатам оценки управлением финансов и бюджетной политики администрации района проводится совещание с подведомственными учреждениями и муниципальными образованиями района, на котором проводится анализ качества и достоверности предоставленной отчетности с предложениями по совершенствованию организации исполнения бюджетов.
Бюджетная отчетность предоставляет всем заинтересованным пользователям полную и достоверную информацию о наличии и движении имущества и обязательств, о состоянии финансовых и нефинансовых активов, о состоянии дел в бюджетной сфере, о законности и целесообразности проводимых операций. На сайте органов местного самоуправления Ракитянского района ежеквартально размещается отчет об исполнении консолидированного бюджета Ракитянского района.
В целях управления ликвидностью единого счета районного бюджета управлением финансов и бюджетной политики администрации района ежедневно проводится мониторинг остатков на едином счете районного бюджета и на единых счетах бюджетов городских и сельских поселений района.

Раздел VII. ПОВЫШЕНИЕ ОТКРЫТОСТИ И ПРОЗРАЧНОСТИ
УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ

7.1. Реформирование системы бюджетных платежей

В период реализации Программы актуальность приобретает решение проблемы минимизации рисков неравномерного исполнения бюджетов бюджетной системы Ракитянского района.
К несовершенствам существующей системы бюджетных платежей следует отнести:
ограниченный перечень инструментов размещения свободных остатков денежных средств, а также неиспользованный потенциал увеличения эффективности существующих механизмов управления остатками средств на единых счетах районного бюджета и бюджетов городских и сельских поселений;
операции с наличными денежными средствами.
Необходимость совершенствования системы бюджетных платежей в условиях развития инструментов безналичных расчетов увеличивает актуальность реформирования системы бюджетных платежей и применения современных эффективных банковских платежных технологий в расчетах организаций сектора муниципального управления.
Необходимо расширить перечень способов в части осуществления платежей, имеющих публичный характер. Использование современных электронных платежных сервисов способствует повышению доступности и обеспечивает более удобные и современные способы осуществления расчетов.
В свою очередь для повышения доступности, обеспечения удобства, минимизации наличного денежного обращения и современности осуществления расчетов в секторе муниципального управления планируется осуществить внедрение расчетных (дебетовых) банковских карт.
С 1 января 2015 года в связи с передачей полномочий по обеспечению наличными денежными средствами в органы Федерального казначейства продолжается работа по оптимизации денежных средств бюджета муниципального района с Управлением Федерального казначейства по Белгородской области.

7.2. Обеспечение открытости и
прозрачности муниципальных финансов

В Ракитянском районе большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости).
Повышение уровня информационной прозрачности деятельности органов местного самоуправления Ракитянского района, принимающих участие в подготовке, исполнении районного бюджета и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления общественными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения Муниципального совета Ракитянского района о бюджете, об отчете об исполнении районного бюджета, нормативные правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Ракитянском районе.
На официальном сайте органов местного самоуправления Ракитянского района ведется страница управления финансов и бюджетной политики администрации района, где размещается информация по основным параметрам районного бюджета, а также сведения о ходе исполнения районного бюджета.
В 2015 году планируется разработать и разместить на сайте "Бюджет для граждан" муниципального района "Ракитянский район" на основе решения Муниципального совета о районном бюджете на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов, который позволит в понятной, доступной и наглядной форме информировать граждан о структуре, динамике и исполнении бюджета.
Развитие публичности процесса управления общественными финансами в районе будет во многом зависеть от разработки на федеральном и областном уровнях законодательных актов, гарантирующих обществу право на открытость и доступность информации о расходовании бюджетных средств.
В условиях открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами возрастает значение бюджетной грамотности населения. С этой целью в районе планируется реализация соответствующих мероприятий. Его основная задача будет направлена на формирование у населения района понимания необходимости личных сбережений, рационального отношения к привлечению кредитов, повышение финансового образования, информированность в сфере управления личными финансами.
Повышение финансовой прозрачности органов местного самоуправления необходимо осуществлять комплексно на всех стадиях бюджетного процесса, что послужит инструментом для принятия правильных управленческих решений и позволит обеспечить качественное улучшение системы управления муниципальными финансами района.

Заместитель главы администрации
района по финансам и бюджетной
политике - начальник управления
финансов и бюджетной политики
О.ШАТИЛО





Утвержден
постановлением
администрации Ракитянского района
от 22 мая 2015 г. № 66

ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ
РАКИТЯНСКОГО РАЙОНА НА 2015 - 2017 ГОДЫ С УЧЕТОМ
ФАКТИЧЕСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗА 2014 ГОД

№ п/п
Мероприятия
Ответственный исполнитель
Срок реализации
Наименование целевого показателя, единица измерения
Значение целевого показателя и ожидаемые результаты
2014 год
2015 год
2016 год
2017 год
I. Мобилизация доходов консолидированного бюджета района
1.1
Продолжить работу по увеличению инновационной составляющей экономики района, расширению и модернизации промышленного производства, сельского хозяйства, строительства с учетом реализации комплекса мер по увеличению валового регионального продукта района в 1,5 раза
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.)
В соответствии с решением Муниципального совета от 29.12.2014 № 4 "О внесении изменений в Программу социально-экономического развития Ракитянского района на 2012 - 2016 годы"
Рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (%)
127,3
108,3
106,0
106,0
1.2
Обеспечить реализацию мероприятий по внедрению Стандарта деятельности органов местного самоуправления по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании "Ракитянский район"
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.)
Постоянно
Выделено новых целевых площадок под инвестиционные проекты, единиц
1
1
1
1
1.3
Осуществлять эффективное взаимодействие с администраторами доходов в целях обеспечения выполнения запланированных бюджетных назначений местных бюджетов и повышения собираемости налоговых и неналоговых доходов
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), администраторы доходов местных бюджетов
В течение текущего финансового года и планового периода
Дополнительные доходы консолидированного бюджета района, тыс. рублей
700
1000
1036
1236
1.4
В целях сокращения задолженности в консолидированный бюджет района обеспечить применение полного комплекса мер принудительного взыскания недоимки
Управление муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации района (Чуприна С.А.),
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
Постоянно
Погашено задолженности, тыс. рублей
1200
1300
1400
1650
1.5
Проводить индивидуальную работу с организациями-должниками на ранних стадиях образования задолженности в бюджет с целью недопущения введения процедур банкротства
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
Постоянно
Количество проведенных заседаний межведомственных комиссий
12
12
12
12
1.6
Обеспечивать реализацию комплекса мероприятий по повышению заработной платы, созданию новых рабочих мест, сокращению "теневых" выплат
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
Постоянно
Дополнительное поступление НДФЛ в консолидированный бюджет района, тыс. рублей
450
500
575
600
1.7
Проводить мониторинг налоговой нагрузки по организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим специальные режимы налогообложения
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
В соответствии с Регламентом ведения налоговой нагрузки, утвержденным Губернатором области 5 декабря 2012 года
Рост налоговых платежей по субъектам малого предпринимательства по результатам работы межведомственных комиссий, тыс. рублей
400
500
575
700
1.8
Продолжить работу по вовлечению в налогооблагаемую базу доходов, полученных гражданами от использования имущества в коммерческих целях
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
Постоянно
Дополнительное поступление НДФЛ в консолидированный бюджет района, тыс. рублей
25
30
40
40
1.9
Проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, введению в действие государственной кадастровой оценки земель и пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню
Управление муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации района (Чуприна С.А.),
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
2015 - 2016 г.г.
Сумма дополнительных доходов консолидированного бюджета района по земельному налогу и арендной плате за землю
300
310
350
400
1.10
Проводить оценку эффективности предоставленных налоговых льгот. О результатах эффективности информировать Муниципальный совет
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
Управление муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации района (Чуприна С.А.),
Межрайонная инспекция ФНС РФ № 5 по Белгородской области (Гонтаренко Н.И.) (по согласованию)
До 1 июня года, следующего за отчетным
Удельный вес выпадающих доходов районного бюджета от предоставления льгот в сумме собственных доходов бюджета, процентов
Не более 5
Не более 5
Не более 5
Не более 5
II. Оптимизация и эффективность бюджетных расходов
2.1
Обеспечить эффективное использование средств районного бюджета в течение текущего финансового года и планового периода в соответствии с кассовым планом и ежемесячными лимитами бюджетных обязательств районного бюджета
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), главные распорядители, распорядители бюджетных средств
Постоянно
Качественный показатель
Соблюдение приказа управления финансов и бюджетной политики администрации Ракитянского района от 24 декабря 2012 года № 44 "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи районного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств районного бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита районного бюджета)" (с учетом внесенных изменений)
2.2
Обеспечить планомерное распределение и расходование выделяемых бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств, реализацию муниципальных программ в области образования, культуры, социальной защиты населения
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), главные распорядители бюджетных средств
В течение 2015 - 2017 годов
Качественный показатель
Соблюдение постановления администрации Ракитянского района от 20 февраля 2015 года № 24 "О мерах по реализации решения Муниципального совета муниципального района "Ракитянский район" от 29 декабря 2014 года № 2 "О районном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
2.3
Обеспечить ведение мониторинга организации бюджетного процесса на территории района
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.)
Постоянно
Качественный показатель
Своевременное выявление и предупреждение угроз несбалансированности бюджетов муниципального образования на основании утвержденных районных нормативно-правовых актов
2.4
Обеспечить реализацию мероприятий по повышению эффективности и качества предоставляемых услуг в соответствующих сферах
Главные распорядители бюджетных средств
В течение 2015 - 2017 годов
Качественный показатель
Обеспечение анализа финансирования действующих и принимаемых расходных обязательств консолидированного бюджета района за счет реальных доходов и поступлений
2.5
Обеспечить реализацию муниципальных программ района в условиях программного формата бюджета
Управления финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
экономического развития (Макаренко Э.В.),
строительства, транспорта, ЖКХ и ТЭК (Шульженко Р.М.),
муниципальной собственности и земельных ресурсов администрации района (Чуприна С.А.),
АПК и природопользования (Псарев Г.Н.),
Совет безопасности (Еременко А.Н.),
образования (Власенко Е.Г.), социальной защиты населения (Пауткина С.М.),
культуры и кинофикации (Кузин С.В.),
физкультуры и спорта (Шашаев С.В.)
В течение 2015 - 2017 годов
Количество утвержденных муниципальных программ, единиц
Не менее 9
2.6
Обеспечить реализацию методов программно-целевого планирования районного бюджета и бюджетов городских и сельских поселений на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), главы администраций городских и сельских поселений (по согласованию)
В течение 2015 - 2017 годов
Удельный вес муниципальных образований района, внедривших программное планирование бюджета, в общем количестве муниципальных образований района, процентов
100
2.7
В сроки, предусмотренные Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, реализовать комплекс мер, направленных на достижение целевых показателей уровня заработной платы работников образования, культуры, и социальной защиты населения с соблюдением соотношения средней заработной платы руководителей и работников учреждений
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
образования (Власенко Е.Г.),
Социальной защиты населения (Пауткина С.М.),
культуры и кинофикации (Кузин С.В.),
физкультуры и спорта (Шашаев С.В.)
В течение 2015 - 2017 годов
Качественный показатель
Обеспечение достижения целевых ориентиров, установленных в соответствии с Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, на основании утвержденных и согласованных с отраслевыми Министерствами Российской Федерации "дорожными картами"
2.8
Производить первоочередное финансирование капитальных затрат, направленных на снижение текущих затрат в среднесрочной перспективе; проводить на постоянной основе оценку эффективности расходов капитального характера с учетом взвешенного подхода к участию в государственных программах Российской Федерации и Белгородской области, федеральных целевых программах с возможностями бюджета области по обеспечению обязательного объема финансирования
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
строительства, транспорта,
ЖКХ и ТЭК (Шульженко Р.М.),
образования (Онежко И.Г.),
культуры и кинофикации (Кузин С.В.),
физкультуры и спорта (Шашаев С.В.)
В течение 2015 - 2017 годов
Процент ежегодного снижения объемов потребления лимитов теплоэнергии в натуральном выражении к уровню предыдущего года по объектам с проведенным капитальным ремонтом с учетом выполнения энергосберегающих мероприятий, процент
3
2.9
Производить финансирование социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами на основании принципов адресности и нуждаемости
Управление социальной защиты населения (Пауткина С.М.)
Постоянно
Качественный показатель
Обеспечение финансирования социальных выплат и льгот, установленных нормативными правовыми актами, на основании принципов адресности и нуждаемости
2.10
Произвести оказание мер социальной поддержки отдельных категорий граждан с учетом индексации на уровень инфляции 2015 - 2017 годов
Управления администрации района,
образования (Власенко Е.Г.),
социальной защиты населения (Пауткина С.М.),
культуры и кинофикации (Кузин С.В.),
физкультуры и спорта (Шашаев С.В.)
В течение 2015 года
Качественный показатель
2.11
Предоставление средств из районного бюджета юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, производить на основании оценки эффективности
Управление экономического развития (Макаренко Э.В.),
Управление муниципальной собственности и земельных ресурсов (Чуприна С.А.)
На постоянной основе
Качественный показатель
Средства из районного бюджета юридическим лицам, в том числе муниципальным унитарным предприятиям, выделяются на конкурсной основе на основании заключенных договоров, соглашений, муниципальных контрактов
2.12
При планировании параметров районного бюджета на 2015 - 2017 годы предусмотреть сокращение расходов за счет бюджетных ассигнований не менее чем на 2 - 5% (муниципальные закупки, субсидии бюджетным и автономным учреждениям)
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
главные распорядители, распорядители бюджетных средств
При формировании параметров районного бюджета на 2015 - 2017 годы
Процент снижения расходов
2 - 5
2
2
2
2.13
Обеспечить эффективное исполнение Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд"
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств
В течение 2015 - 2017 годов
Качественный показатель
- сократить расходы на организацию закупочных процедур;
- предусмотреть меры обеспечения, а также оплачивать контракт исходя из фактических затрат исполнителя на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуги
2.14
Обеспечить экономию бюджетных средств по результатам проведения конкурентных закупок (в процентах от начальной цены контракта)
Главные распорядители, распорядители бюджетных средств
В течение 2015 - 2017 годов
Процент экономии
Не менее 5
2.15
Обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
главные распорядители, распорядители бюджетных средств, главы администраций городских и сельских поселений (по согласованию)
В течение 2015 - 2017 годов
Удельный вес главных администраторов бюджетных средств, осуществляющих внутренний финансовый контроль, в общем количестве главных администраторов бюджетных средств, процентов
100
2.16
Внедрить единую методику осуществления внутреннего муниципального финансового контроля
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
главные распорядители, распорядители бюджетных средств, главы администраций городских и сельских поселений (по согласованию)
В течение 2015 - 2017 годов
Удельный вес муниципальных образований района, имеющих органы финансового контроля, в общем количестве муниципальных образований, процентов
100
2.17
Обеспечить экономию бюджетных средств вследствие сокращения неэффективных расходов местного бюджета в соответствии с предупреждениями контролирующих органов
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.)
В течение 2015 - 2017 годов
Объем расходов, тыс. рублей
539
550
600
700
2.18
Создать раздел "Бюджет для граждан" на странице Управления финансов и бюджетной политики на сайте органов местного самоуправления района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и поддерживать его в актуальном состоянии
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.)
В течение 2015 - 2017 годов
Количество посещений на сайте
Не менее 100
Не менее 150
Не менее 200
Совершенствование долговой политики Ракитянского района
3.1
Обеспечить реализацию мероприятий, направленных на мобилизацию доходов в бюджет района с целью исключения потребности в муниципальных заимствованиях
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), администраторы доходов местных бюджетов
Постоянно
В соответствии с разделом I Плана
3.2
Проводить оптимизацию расходных обязательств с целью снижения дефицита бюджета и исключения потребности в муниципальных заимствованиях
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.),
главные распорядители, распорядители бюджетных средств, главы администраций городских и сельских поселений (по согласованию)
Постоянно
В соответствии с разделом II Плана
3.3
В случае предоставления муниципальных гарантий осуществлять контроль за исполнением обязательств, обеспеченных муниципальными гарантиями Ракитянского района, в целях недопущения гарантийных случаев и выплат из бюджета муниципального района
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), экономического развития (Макаренко Э.В.), муниципальной собственности и земельных ресурсов (Чуприна С.А.)
Постоянно
Отсутствие гарантийных случаев, количество гарантийных случаев
0
0
0
0
3.4
В случае предоставления муниципальных гарантий осуществлять финансовый контроль за финансовым состоянием принципала при предоставлении муниципальных гарантий района
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.), экономического развития (Макаренко Э.В.), муниципальной собственности и земельных ресурсов (Чуприна С.А.)
Постоянно
Отсутствие гарантийных случаев, количество гарантийных случаев
0
0
0
0
3.5
В случае осуществления муниципальных заимствований предусматривать ежегодный объем погашения долговых обязательств не более 10 - 15 процентов от планируемого объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов в целях обеспечения равномерного распределения долговой нагрузки по годам
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.)
В течение 2014 - 2017 годов
Объем погашения долговых обязательств - не более 10 - 15% от планируемого объема налоговых, неналоговых доходов и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального района, процентов
Не более 15
3.6
В случае осуществления муниципальных заимствований планировать расходы на обслуживание муниципального долга района в объеме не выше 7 - 10% от утвержденной общей суммы расходов бюджета муниципального района, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
Управление финансов и бюджетной политики (Шатило О.А.)
В течение 2014 - 2017 годов
Расходы на обслуживание муниципального долга района в объеме не выше 7 - 10% от утвержденной общей суммы расходов районного бюджета, за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, процентов
Не более 10

Бюджетный эффект реализации плана мероприятий

Планируемый объем налоговых и неналоговых доходов районного бюджета, млн. рублей
328000
309000
323578
339174

Дефицит районного бюджета
8247
2100
4500
5000

Заместитель главы администрации
района по финансам и бюджетной
политике - начальник управления
финансов и бюджетной политики
О.ШАТИЛО





Приложение № 1

Утвержден
постановлением
администрации Ракитянского района
от 22 мая 2015 г. № 66

Отчет
о результатах реализации Плана мероприятий по оздоровлению муниципальных
финансов Ракитянского района на 2015 - 2017 годы
по состоянию на _____________________________________________________
(1-е число месяца, следующего за отчетным кварталом)

№ п/п
Наименование мероприятий
Срок реализации
Значение целевого показателя, ожидаемые результаты, установленные на отчетный период
Фактические результаты
Примечание
1
2
3
4
5
6
1.





2.





3.





4.






Заместитель главы администрации
района по финансам и бюджетной
политике - начальник управления
финансов и бюджетной политики
О.ШАТИЛО


------------------------------------------------------------------