Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства Белгородской обл. от 12.10.2015 N 509-рп "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектно-сметной документации на строительство и ремонт автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в микрорайонах индивидуального жилищного строительства, сельских населенных пунктах и подъездов к животноводческим комплексам на территории Белгородской области "



ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 октября 2015 г. № 509-рп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАЗРАБОТКЕ
ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ В
МИКРОРАЙОНАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И ПОДЪЕЗДОВ К
ЖИВОТНОВОДЧЕСКИМ КОМПЛЕКСАМ НА ТЕРРИТОРИИ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ("БЕЛГОРОДСКИЙ СТАНДАРТ")

В целях унификации и систематизации требований к техническим решениям, используемых при проектировании и строительстве, ремонте автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в пределах сельских населенных пунктов, микрорайонов индивидуального жилищного строительства и подъездов к животноводческим комплексам на территории Белгородской области, осуществляемом в целях реализации областных целевых программ развития дорожной и транспортной сети за счет средств областного бюджета, а также в целях эффективного использования бюджетных средств области:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по разработке проектно-сметной документации на строительство и ремонт автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в микрорайонах индивидуального жилищного строительства, сельских населенных пунктах и подъездов к животноводческим комплексам на территории Белгородской области ("Белгородский стандарт") (далее - Методические рекомендации).

2. ОГКУ "Управление дорожного хозяйства и транспорта Белгородской области" (Евтушенко С.В.) обеспечить соблюдение требований Методических рекомендаций при изготовлении проектно-сметной документации и строительстве, ремонте автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в микрорайонах индивидуального жилищного строительства, сельских населенных пунктах и подъездов к животноводческим комплексам на территории Белгородской области.

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Белгородской области Н.В.Калашникова.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО





Утверждены
распоряжением
Правительства Белгородской области
от 12 октября 2015 года № 509-рп

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С МАЛОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ
В МИКРОРАЙОНАХ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА,
СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ И ПОДЪЕЗДОВ К ЖИВОТНОВОДЧЕСКИМ
КОМПЛЕКСАМ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
("БЕЛГОРОДСКИЙ СТАНДАРТ")

1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке проектно-сметной документации на строительство и ремонт автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в микрорайонах индивидуального жилищного строительства (далее - ИЖС), сельских населенных пунктах и подъездов к животноводческим комплексам на территории Белгородской области ("Белгородский стандарт") (далее - Методические рекомендации) распространяются на изготовление проектно-сметной документации на строительство и ремонт автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в микрорайонах ИЖС, сельских населенных пунктах и подъездных автомобильных дорог к сельскохозяйственным предприятиям и животноводческим комплексам на территории Белгородской области, по которым среднегодовая суточная интенсивность движения не превышает 200 транспортных единиц в сутки.
Требования Методических рекомендаций не распространяются на проектирование автомобильных дорог общего пользования I, II, III и IV технической категории.
1.2. Автомобильные дороги с малой интенсивностью - автомобильные дороги общего пользования со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 200 автомобилей в сутки, предназначенные для распределения движения потоков автомобилей и обеспечения подъездов. Автомобильные дороги с малой интенсивностью движения соединяют малые сельские населенные пункты и прочие мелкие объекты (до 50 постоянно проживающих человек), расположенные в сельской местности (сельскохозяйственные предприятия и их отделения), между собой, а также с автомобильными дорогами высоких категорий (IА, Б, В; II и III). К автомобильным дорогам с малой интенсивностью движения также относятся внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных предприятий.
1.3. В зависимости от своего функционального назначения автомобильные дороги с малой интенсивностью подразделятся на категории согласно таблице 1.

Таблица 1

Функциональное назначение автомобильных дорог с малой интенсивностью движения:
Категория
Расчетная интенсивность движения, ед./сут.
Расчетная скорость, км/ч
Автомобильные дороги, соединяющие малые сельские населенные пункты и обеспечивающие подъезд к сельскохозяйственным и животноводческим комплексам

Свыше 25 до 200 включительно
60
Автомобильные дороги, проходящие по сельским населенным пунктам, обеспечивающие связь с внешними дорогами общей сети

Свыше 25 до 200 включительно
40

1.4. Требования "Белгородского стандарта" закрепляют минимальный объем требований на территории Белгородской области к техническим решениям, изготовлению проектно-сметной документации, к строительству и (или) ремонту автомобильных дорог с малой интенсивностью движения, по которым среднегодовая суточная интенсивность движения не превышает 200 транспортных единиц в сутки, в том числе:
- в микрорайонах индивидуального жилищного строительства и сельских населенных пунктах;
- внутрихозяйственных и подъездных автомобильных дорог к сельскохозяйственным предприятиям и животноводческим комплексам.
1.5. Требования "Белгородского стандарта" обязательны для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими изготовление проектно-сметной документации и строительство и (или) ремонт автомобильных дорог с малой интенсивностью движения в микрорайонах индивидуального жилищного строительства, сельских населенных пунктах, внутрихозяйственных и подъездных автомобильных дорог к сельскохозяйственным предприятиям и животноводческим комплексам на территории Белгородской области, по которым среднегодовая суточная интенсивность движения не превышает 200 транспортных единиц в сутки.
1.6. Выполненная проектно-сметная документация на строительство и ремонт за счет средств областного бюджета данных автомобильных дорог в соответствии с частью 3.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит обязательной экспертизе достоверности сметной стоимости в органе, уполномоченном на проведение государственной экспертизы, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Белгородской области от 1 августа 2011 года № 289-пп "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт которых финансируется с привлечением средств областного бюджета".

2. Нормативные ссылки

2.1. "Белгородский стандарт" разработан в соответствии и на основе требований следующих нормативных правовых актов и сводов правил и норм:
2.1.1. Градостроительный кодекс Российской Федерации.
2.1.2. Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
2.1.3. СП 34.13330.2012 "СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги".
2.1.4. ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства.
2.1.5. ГОСТ 30491-2012 Смеси органоминеральные и грунты, укрепленные органическими вяжущими, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
2.1.6. СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях.
2.1.7. СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений".
2.1.8. СП 35.13330.2011 "СНиП 2.05.03-84 Мосты и трубы".
2.1.9. П2-01 к СНиП 2.05.02-85* Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
2.1.10. ОДН 218.046-01 Проектирование дорожных одежд нежесткого типа.
2.1.11. ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения".
2.1.12. ГОСТ 25100-2011 Грунты.
2.1.13. ГОСТ Р 52748-2007 Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения.
2.1.14. ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия.
2.1.15. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.
2.1.16. ГОСТ 23735-2014 Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия.
2.1.17. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.
2.1.18. ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.
2.1.19. ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ.
2.1.20. ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия.
2.1.21. ГОСТ 8269.1-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа.
2.1.22. ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов.
2.1.23. ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент.
2.1.24. ГОСТ 9179-77 Известь строительная.
2.1.25. ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств.
2.1.26. ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные.
2.1.27. СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги".

3. Основные термины и определения

Основные понятия и термины с соответствующими определениями, используемые в "Белгородском стандарте":
3.1. Дорожная одежда - конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно.
3.2. Покрытие - верхняя часть дорожной одежды, состоящая из одного или нескольких единообразных по материалу слоев, непосредственно воспринимающая усилия от колес транспортных средств и подвергающаяся прямому воздействию атмосферных агентов.
3.3. Основание - часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции. Следует различать несущую часть основания (несущее основание) и его дополнительные слои.
3.4. Земляное полотно - геотехническая конструкция, выполняемая в виде насыпей, выемок или полунасыпей - полувыемок, служащая для обеспечения проектного пространственного расположения проезжей части дороги и в качестве грунтового основания (подстилающего грунта) конструкции дорожной одежды.
3.5. Расчетная скорость движения - наибольшая возможная (по условиям устойчивости и безопасности) скорость движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, которой на наиболее неблагоприятных участках трассы соответствуют предельно допустимые значения элементов дороги.
3.6. Автомобильные дороги с малой интенсивностью движения - автомобильные дороги общего пользования со среднегодовой суточной интенсивностью движения не более 200 автомобилей в сутки предназначаются для распределения движения потоков автомобилей и обеспечения подъездов. Автомобильные дороги с малой интенсивностью движения соединяют малые сельские населенные пункты и прочие мелкие объекты (до 50 постоянно проживающих человек), расположенные в сельской местности (сельскохозяйственные предприятия и их отделения), между собой, а также с автомобильными дорогами высоких категорий (IА, Б, В; II и III). К автомобильным дорогам с малой интенсивностью движения также относятся и внутрихозяйственные дороги сельскохозяйственных предприятий.
3.7. Дороги общего пользования - автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
3.8. Полоса отвода - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги и дорожных сооружений.
3.9. Притрассовый резерв - место разработки и выемки грунта для возведения насыпи, непосредственно прилегающее к основанию земляного полотна и подлежащее последующей рекультивации.
3.10. Кавальер - место складирования грунта, непригодного для возведения земляного полотна и подлежащего в связи с этим замене.
3.11. Расчетная интенсивность - среднегодовая суточная интенсивность движения механизированных транспортных средств (ед./сут.) суммарно в обоих направлениях за последний год перспективного периода.
3.12. Расчетный срок - период эксплуатации дороги до первого капитального ремонта или реконструкции.
3.13. Ведомость дефектов - ведомость объемов работ, необходимых к выполнению в целях доведения сложившихся направлений лесных, полевых, проселочных дорог и проездов в микрорайонах жилищного строительства до Vа и Vб категорий.

4. Основные технические требования
и транспортно-эксплуатационные показатели

4.1. Настоящие Методические рекомендации подразделяют дороги с малой интенсивностью V технической категории в зависимости от их функционального значения на дороги категории Vа и Vб согласно таблице 1.
Примечание: категория дороги на основании критериев, установленных в таблице 1 настоящего "Белгородского стандарта", определяется заказчиком на проектирование и строительство таких дорог.

4.2. Перспективный период для автомобильных дорог с переходным покрытием устанавливается продолжительностью в 5 лет, с облегченным усовершенствованным покрытием - 10 лет. За начало перспективного периода следует принимать планируемый год завершения строительства.
4.3. При проектировании и строительстве автомобильных дорог с малой интенсивностью движения должны быть использованы следующие основные принципы:
- трасса автомобильных дорог должна следовать преимущественно сложившимся направлениям полевых, лесных и проселочных дорог, а также согласно сложившейся застройке сельских населенных пунктов или генплану развития микрорайонов индивидуального жилищного строительства;
- продольный профиль автомобильных дорог рекомендуется проектировать преимущественно по обертывающей линии. В пределах застройки - с учетом поперечного профиля улицы;
- площади ценных земельных угодий, занимаемых для строительства автомобильных дорог, и ущерб окружающей среде должны быть минимальными и подтверждаться соответствующими обоснованиями.
4.4. Расчетные скорости и нагрузки:
4.4.1. Расчетные скорости движения для проектирования геометрических элементов автомобильных дорог в плане, продольном и поперечном профилях должны соответствовать критериям, установленным в таблице 1.
4.4.2. Нагрузку на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля для расчета прочности дорожной одежды следует принимать равной 100 кН.
4.5. Поперечный профиль:
4.5.1. Основные параметры проезжей части и земляного полотна на прямых участках дороги должны приниматься согласно таблице 2.

Таблица 2

Категория дороги
Ширина, м
Земляное полотно
Проезжая часть
Обочина

8,0
6,0
1,0
8,0
4,5
1,75 (0,75)

8,0
4,5
1,75 (0,75)
6,0
3,5
1,25 (0,75)

4.5.2. Укрепленная часть обочины обеспечивает сохранность кромки асфальтобетонного покрытия и обеспечивает необходимую ширину для разъезда встречного транспорта (приложение № 1 к настоящим Методическим рекомендациям - не приводится).
В конце тупиковых автомобильных дорог должны устраиваться разворотные площадки, размер которых определяется минимальным радиусом поворота транспортного средства, но не менее 16 x 16 метров.
4.5.3. На прямых участках автомобильных дорог, а также на кривых в плане, на которых не предусматривается устройство виражей, при устройстве покрытия устраивается двухскатный поперечный профиль проезжей части, в необходимых случаях допускается устройство односкатного профиля.
4.5.4. Поперечные уклоны проезжей части и обочин (кроме участков кривых в плане, на которых предусматривается устройство виражей) должны назначаться в зависимости от материала покрытия:
- для покрытий усовершенствованного типа - 20 процентов;
- для покрытий переходного типа из материалов, обработанных вяжущими материалами, - 30 процентов.
При асфальтобетонном покрытии уклон обочины должен быть на 10 процентов больше уклона проезжей части.
4.5.5. Участки кривых в плане с радиусами менее 200 метров должны проектироваться с устройством виража (за исключением проездов по улицам). Уклон виража принимается на основании расчетов. Переход от двухскатного профиля дороги к односкатному осуществляется на протяжении переходной кривой, а при ее отсутствии (при реконструкции автомобильных дорог) либо недостаточной длине - на прилегающем к кривой дополнительном прямом участке.
Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному продольному уклону на участках отгона виража не должен превышать 10 процентов.
4.5.6. При радиусах кривых в плане 100 и менее метров должно предусматриваться уширение проезжей части в соответствии с таблицей 3, выполняемое совместно с уширением земляного полотна. При этом ширина обочины должна оставаться не менее 1 метра.

Таблица 3

Радиусы кривых в плане, м
Величина уширения для автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси автомобиля или автопоезда, м
автомобилей - 7 и менее, автопоездов - 11 и менее
13
225
-
-
140
-
-
95
-
0,4
80
0,4
0,5
70
0,5
0,6
60
0,6
0,8
50
0,8
1,2
40
1,2
1,7
30
1,6
-

4.6. План и продольный профиль:
4.6.1. Допустимые параметры для проектирования автомобильных дорог в плане и продольном профиле должны приниматься в соответствии с таблицей 4.

Таблица 4

Категория дороги
Наибольший продольный уклон, 
Наименьшее расстояние видимости для остановки, м
Наименьшие радиусы кривых, м
В плане
В продольном профиле:
Выпуклые
Вогнутые
V-а
70
85
150
2500
1500
V-б
80
55
60
1000
1000

Примечания:
1) значения продольного уклона даны для прямых участков автомобильной дороги;
2) наименьшее расстояние видимости принято с учетом расположения глаза водителя по оси автомобильной дороги на высоте 1,2 метра над поверхностью проезжей части;
3) наименьшее расстояние видимости встречного автомобиля в 2 раза больше расстояния видимости для остановки.

4.6.2. Сопряжения прямых участков автомобильных дорог с кривыми в плане радиусами 2000 метров и менее должны проектироваться с переходными кривыми. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по таблице 5.

Таблица 5

Радиус круговой кривой, м
30
50
60
80
100
150
200
250
300
400
500
600 - 1000
1000 - 2000
Длина переходной кривой, м
30
35
40
45
50
60
70
80
90
100
110
120
100

4.6.3. Наибольший продольный уклон на участках кривых в плане с радиусами 50 метров и менее должен уменьшаться в соответствии с таблицей 6.

Таблица 6

Радиус кривой в плане, м
50
45
40
35
30
Уменьшение наибольших продольных уклонов против норм, указанных в таблице 4, , не менее
10
15
20
25
30

4.6.4. На переломах проектной линии продольного профиля при алгебраической разнице уклонов 20 промилле и более должны предусматриваться вертикальные кривые. Длина элементов продольного профиля должна быть не менее 50 метров.
4.6.5. Для обеспечения расчетной видимости встречного автомобиля на кривых в плане с внутренней стороны закруглений должны предусматриваться расчистка леса и кустарника, срезка грунта в выемке и другие мероприятия.

5. Земляное полотно

5.1. Земляное полотно должно проектироваться исходя из условий сохранности его геометрической формы, устойчивости и прочности дорожной одежды независимо от изменяющегося температурного и водного режима.
5.2. В зависимости от рельефа, почвенно-грунтовых, геологических и гидрогеологических условий выделяют участки местности, которые по характеру и степени увлажнения подразделяются на три типа, признаки которых приведены в таблице 1 приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.3. Земляное полотно проектируют в виде насыпей и выемок. В пределах проектируемого земляного полотна должно предусматриваться снятие плодородного слоя почвы с последующим его использованием для укрепительных работ.
5.4. Насыпь земляного полотна предпочтительно возводить из боковых резервов. Возвышение бровки земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам, а также насыпей на поймах над расчетным уровнем воды с вероятностью превышения 5 процентов с учетом подпора должно быть не менее 0,5 метра.
5.5. Кюветы должны устраиваться в выемках и у малых насыпей для сбора и отвода воды, стекающей с поверхности земляного полотна и прилегающего рельефа.
Глубина кювета, считая от бровки земляного полотна, должна составлять не менее:
0,3 метра - в непылеватых песках;
0,5 метра - в непылеватых супесях и суглинках, пылеватых песках;
0,7 метра - в пылеватых супесях и суглинках, глинах.
5.6. Дно кювета должно иметь продольный уклон не менее 5 процентов, а в исключительных случаях - не менее 3 процентов. Для канав, расположенных на расстоянии не менее 4 метров от подошвы насыпи, допускается уклон дна не менее 1 процента.
Наибольший продольный уклон кюветов определяется в зависимости от вида грунта, типа укрепления откосов и дна с учетом допускаемой по размыву скорости течения. При невозможности обеспечения допустимых уклонов следует предусматривать быстротоки, перепады и водобойные колодцы. Виды и типы используемых грунтов указаны в приложении № 3 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.7. Крутизна откосов земляного полотна должна быть:
- для насыпей высотой до 2 метров включительно - не более 1:3;
- при наличии застройки, инженерных сетей и других стесненных условий - не более 1:1,5 с разработкой мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;
- внешних откосов выемок - не более 1:1,5.
Должно быть предусмотрено укрепление откосов, обеспечивающее их устойчивость к размыву и ветровой эрозии.
5.8. Грунты, используемые в дорожном строительстве, по происхождению, составу, состоянию в природном залегании, набуханию и просадочности классифицируются ГОСТ 25100-2011.
5.9. Для насыпей допускается без ограничений применять грунты и отходы промышленности, незначительно меняющие прочность и устойчивость под воздействием погодно-климатических факторов. Грунты, а также отходы промышленного производства, изменяющие прочность и устойчивость под воздействием этих факторов и нагрузок с течением времени, в том числе особые грунты (заторфованные, илы, лессы, мергели и так далее), применяются с ограничениями, обосновывая в проекте их применение результатами испытаний. В необходимых случаях предусматриваются специальные конструктивные меры по защите неустойчивых грунтов от воздействия погодно-климатических факторов.
5.10. Грунты, используемые для отсыпки земляного полотна, должны иметь влажность, близкую к оптимальной в соответствии с таблицей 2 приложения № 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
5.11. Коэффициент уплотнения грунтов земляного полотна принимается в соответствии с СП 34.13330.2012.
5.12. Земляное полотно, в том числе на слабых грунтах, проектируется в соответствии с требованиями "Пособие по проектированию земляного полотна автомобильных дорог на слабых грунтах" к СНиП 2.05.02-85*.
5.13. При проектировании автомобильных дорог в части отвода земли для строительства необходимо руководствоваться действующими законодательными актами.
5.14. Для обеспечения необходимых условий производства работ по строительству автомобильных дорог с каждой стороны предусматриваются предохранительные полосы шириной 3 метра, считая от края конструкции, относящейся к автомобильной дороге.

6. Искусственные сооружения

6.1. На пересечениях с постоянно действующими водотоками должны предусматриваться трубы и малые мосты, рассчитанные на пропуск большего из расходов (расчетного) весеннего половодья или дождевого паводка. Вероятностью превышения для мостов - 5 процентов, для труб - 10 процентов.
6.2. При выборе типа водопропускного сооружения предпочтение должно быть отдано трубам. При технико-экономическом обосновании допускается устройство затопляемых подходов с незатопляемыми и затопляемыми мостами.
6.3. Размеры отверстий малых мостов и труб должны быть определены по средним скоростям течения воды, допустимым для грунта русла, также отверстия необходимо назначать с учетом аккумуляции воды у сооружения.
6.4. Возвышение бровки земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам над уровнями воды при паводках с учетом подпора и аккумуляции должно приниматься не менее 0,5 метра, а для труб при напорном или полунапорном режиме работы - не менее 1,0 метра.
6.5. Мосты и трубы должны проектироваться в соответствии с требованиями СП 35.13330.2011 и ГОСТ Р 52748-2007 под нагрузки A14, для деревянных мостов - A11.
6.6. Габарит проезжей части мостов вне населенных пунктов должны принимать (Г-6) без тротуаров. Предусмотреть в населенных пунктах односторонние тротуары шириной не менее 1 метра. Тротуары могут быть исключены при обеспечении пешеходного движения вне моста. Габариты по ширине мостов должны приниматься согласно таблице 7.

Таблица 7

Категория дороги
Число полос движения
Габарит
Ширина, м
Полоса безопасности П
Проезжая часть
V-а
1 (2)
Г-6,5 (8)
1,0
4,5 (6,0)
V-б
1
Г-6,0 (4,5)
0,75 (0,5)
4,5 (3,5)

Примечание: при наличии специальных технических условий для пропуска по мостам широкозахватных сельскохозяйственных машин и механизмов (комбайнов и других) допускается увеличивать габарит до требуемой ширины, но не более 8,0 метра, при этом отгон ширины проезжей части автомобильной дороги до требуемого габарита моста следует принимать 1:10.
6.7. На мостах тротуары или служебные проходы с наружной стороны ограждают перилами высотой 1,10 метра.
6.8. Со стороны проезда транспортных средств тротуары должны быть отделены от проезжей части ограждающими устройствами высотой не менее 0,6 метра на мостовых сооружениях.
6.9. На сопряжении конструкции моста с земляным полотном подходов насыпь на длине 2,0 метра от начала и конца моста, а также конусы должны быть отсыпаны из песчаных дренирующих грунтов. Проезжая часть дороги на участках сопряжения моста с насыпью (на длине переходных плит) от начала и конца моста должна иметь покрытие по типу покрытия на мостах.
6.10. Водоотводные устройства.
Отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, предусматривается продольными канавами или резервами от насыпей, нагорными канавами и кюветами от выемок. Боковые водоотводные канавы необходимо устраивать при высоте насыпи до 0,5 метра. При явно выраженном уклоне местности, когда поступление воды к земляному полотну возможно только с верховой стороны, водоотводные канавы должны предусматривать только с нагорной стороны.
Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5 промилле, а в особо трудных условиях рельефа (на болотах, речных поймах и в других случаях малого естественного уклона местности) - 3 промилле.
Продольный уклон водоотводных устройств не должен превышать 30 промилле в глинистых и суглинистых грунтах, в песчаных, супесчаных и лессовых грунтах - 20 промилле. При больших продольных уклонах откосы и дно канав в соответствии с данными гидравлических расчетов должны быть укреплены посевом многолетних трав, задернением, обработкой грунта вяжущими материалами или другими методами, а при необходимости должны быть предусмотрены перепады и быстротоки.
На косогорных участках, если имеется опасность размыва или оползания откосов земляного полотна, должны предусматриваться нагорные канавы, а в случае водоносного слоя - перехватывающие дренажи с трубчатой дреной.
Крутизну откосов водоотводных устройств надлежит принимать 1:1,5.
Вероятность превышения расчетных паводков при проектировании водоотводных канав и кюветов должна быть принята 3 процента.
Возвышение бровки земляного полотна на подходах к малым мостам и трубам над уровнями воды при паводках с учетом подпора и аккумуляции должно быть принято не менее 0,5 метра, а для труб при напорном или полунапорном режиме работы - не менее 1,0 метра. Вероятность превышения паводка при проектировании насыпи на подходах к мостам должно быть принято 10 процентов.

7. Дорожная одежда

7.1. При конструировании дорожных одежд необходимо максимально учитывать в проекте местные материалы, техногенные отходы промышленного производства и строительного комплекса, помимо этого (на основании технико-экономического сравнения) возможно применение инновационных технологий и материалов.
7.2. Для строительства автодорог в зависимости от их категории должны применяться типы дорожных одежд и соответствующие им основные виды покрытий, материалы и способы их укладки, указанные в таблице 8.
При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий в зависимости от наличия соответствующих физико-механических свойств местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства, а также с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в данном районе.

Таблица 8

№ п/п
Тип дорожных одежд
Типы покрытия
Категория дороги
1
Облегченные
Асфальтобетонные однослойные, двухслойные с верхним слоем из смесей II - III марок, типов Б, В, Г и Д
Vа, Vб
2
Переходный (первая очередь строительства)
Из подобранного местного щебеночного или гравийного материала
Vа, Vб
Из крупнообломочных (до 40 мм) супесчаных и глинистых грунтов, обработанных органическим и минеральным вяжущим с возможным совместным применением ПАВ, полимерных и гидрофобизирующих добавок в установке либо методом смешения на дороге с поверхностной обработкой. Из щебня (укладываемого по способу заклинки) либо щебеночного или гравийного материала с возможным использованием геосинтетических материалов

При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применять и другие виды равнопрочных покрытий в зависимости от наличия соответствующих физико-механических свойств местных дорожно-строительных материалов, отходов и побочных продуктов производства, а также с учетом опыта проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог в данном районе.
7.3. Выбор конкретного типа дорожной одежды и определения параметров ее конструктивных слоев должны выполняться на основе сравнения технико-экономических показателей конкурентных вариантов в соответствии с пунктом 4.4, с учетом санитарных требований, требований к ровности покрытия, специальных требований (к обеспыливанию, необходимости пропуска скота и тому подобное). При этом тип дорожной одежды, включая покрытие автомобильных дорог, не должен быть более капитальным, чем тип дорожной одежды автомобильных дорог общего пользования, к которым примыкают автомобильные дороги, назначенный на перспективный период.
Перед выбором варианта дорожной одежды оптимального типа и расчетом ее конструктивных слоев необходимо в первую очередь использовать все возможности обеспечения максимальной прочности и устойчивости земляного полотна, предусматривая:
- необходимое возвышение насыпи над уровнем грунтовых или поверхностных вод;
- надежный отвод поверхностных вод, поступающих к земляному полотну, а также конструктивные мероприятия по отводу воды из-под проезжей части.
В случае отсутствия пригодных для строительства насыпи устойчивых грунтов необходимо предусмотреть мероприятия по улучшению гранулометрического состава грунтов (введение малого количества вяжущих веществ, извести, цемента, стабилизирующих добавок или геосинтетических материалов), тем самым увеличив капилляропрерывающие, теплоизолирующие, морозозащитные свойства слоев, придать грунтам устойчивость и максимально возможную плотность.
7.4. Толщину конструктивных слоев дорожной одежды должны принимать не менее указанной в таблице 9.

Таблица 9

Материалы
Толщина, см
Асфальтобетон крупнозернистый
6 - 7
Асфальтобетон мелкозернистый
3 - 5
Асфальтогранулят
8
Щебеночные и гравийные материалы, щебеночно-гравийно-песчаные смеси по ГОСТ 25607-2009 на песчаном основании
15
То же, на улучшенном основании (каменном или из укрепленного грунта)
8
Органо-минеральные смеси по ГОСТ 30491-2012
8
Гравийно-песчаные грунты, укрепленные неорганическими вяжущими (цемент и другое)
10
Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими (битум, эмульсия и другие)
10

При проектировании дорожной одежды облегченного типа должны учитываться требования ОДН 218.046-01.
7.5. Материалы для дорожных одежд:
- асфальтобетонные смеси, соответствующие требованиям ГОСТ 9128-2009;
- щебеночно-гравийно-песчаные смеси для оснований и покрытий, соответствующие требованиям ГОСТ 25607-2009;
- природные песчано-гравийные смеси, применяемые в качестве скелетных добавок для укрепления грунтовых покрытий, соответствующие требованиям ГОСТ 23735-2014;
- щебень и гравий, доломитовый щебень, применяемые в качестве скелетных добавок для укрепления грунтовых покрытий, соответствующие требованиям ГОСТ 8267-93;
- щебеночно-песчаные смеси из шлаков черной и цветной металлургии и фосфорных шлаков, отвечающие требованиям ГОСТ 8269.0-97;
- смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, соответствующие требованиям ГОСТ 23558-94. Наиболее целесообразно использовать смеси с максимальным размером зерен 20 и 40 миллиметров. Содержание пылевато-глинистых частиц в смеси не должно превышать 10 процентов массы смеси. Для приготовления ЩПЦС следует использовать воду, соответствующую требованиям ГОСТ 23732-2011;
- природный песок, щебень, ПГС, ОПГС в качестве компонентов смеси следует применять размерами 40 - 70 миллиметров, фракции 10-20, фракции 5-10, соответствующих требованиям ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 23735-2014. По морозостойкости, прочности, содержанию вредных компонентов и примесей, стойкости против силикатного и железистого распадов указанные материалы должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8269.0-97, ГОСТ 8269.1-97;
- неорганические вяжущие компоненты: портландцемент и шлакопортландцемент, соответствующие требованиям ГОСТ 10178-85, золу-уноса, отвечающие требованиям ГОСТ 8269.1-97, известь - ГОСТ 9179-77;
- песок природный и из отсевов дробления горных пород должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736-2014, песок из шлаков ГОСТ 8269.0-97.
При укреплении грунтов органическими вяжущими применяют активные добавки или поверхностно-активные вещества в следующих целях:
а) улучшить физико-механические свойства грунта;
б) повысить сцепление органического вяжущего с поверхностью частиц грунта;
в) ускорить формирование укрепленного материала.
К активаторам относятся портландцемент, шлакопортлантцемент и другие.

8. Пересечения и примыкания

8.1. Примыкания автомобильных дорог низших категорий к дорогам I - V категорий должны проектировать по действующим нормативным документам.
8.2. Пересечения и примыкания к автомобильным дорогам низших категорий допускается проектировать на любых элементах плана при условии обеспечения наименьших расстояний видимости, указанных в таблице 4.
Для полевых автомобильных дорог расстояние видимости должно приниматься не менее 25 метров. Для обеспечения расстояний видимости на пересечениях и примыканиях лесных автомобильных дорог должна предусматриваться расчистка леса и кустарника.
8.3. Продольные уклоны автомобильной дороги и съезда в пределах наименьших расстояний видимости не должны превышать 40 промилле.
8.4. Угол примыкания автомобильных дорог низших категорий должен быть близким к прямому, но не менее 60 градусов.
8.5. Радиус закругления по кромке проезжей части на примыканиях к автомобильным дорогам низших категорий должен приниматься не менее 15 метров (в населенном пункте - не менее 6 метров).
8.6. Покрытие на пересечениях и примыканиях в пределах закруглений съездов должно приниматься того же типа, как и на основной автомобильной дороге. Длину съездов должны принимать в пределах закруглений. При необходимости длина съездов может быть увеличена по условиям плана и продольного профиля.
8.7. Пересечения автомобильных дорог низших категорий с подземными и надземными инженерными сетями должны проектироваться в соответствии с действующими нормативными документами.

9. Организация, обустройство, безопасность движения

9.1. При проектировании автомобильных дорог необходимо разрабатывать проект организации движения с обозначением мест и способов установки технических средств. При разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения должны пользоваться ГОСТ Р 52289-2004.
9.2. К обустройству автомобильных дорог относятся технические средства организации дорожного движения (ограждения, знаки, разметка, направляющие устройства).
9.2.1. К дорожным ограждениям относятся барьерные конструкции высотой не менее 0,75 метра, предназначенные для предотвращения вынужденных съездов транспортных средств на опасных участках автомобильной дороги, с мостов, путепроводов. Дорожные ограждения устанавливаются на обочинах автомобильной дороги на расстоянии не менее 0,5 и не более 0,85 метра от бровки земляного полотна:
- металлические балочные ограждения должны иметь удерживающую способность не менее 130 кДж.
9.2.2. Ограждения устанавливаются на участках автомобильных дорог:
- на всех кривых малого радиуса (менее 600 метров) с внешней стороны независимо от высоты насыпи, с внутренней стороны при высоте насыпи более 2 метров или откоса с крутизной более чем 1:3, при этом допускается устройство заложения откосов 1:1,5;
- проходящих параллельно железнодорожным линиям, водным потокам - 2 метра и более, оврагам - на расстоянии до 15 метров;
- прилегающих на склонах местности с крутизной 1:3 со стороны склона;
- с недостаточной видимостью при изменении направления автомобильной дороги в плане.
9.2.3. Направляющие устройства устанавливаются в виде отдельно стоящих сигнальных столбиков высотой 0,75 - 0,8 метра:
- при диаметре трубы менее 1,5 м и высоте насыпи менее 2 метров - устанавливается по одному сигнальному столбику с каждой стороны автомобильной дороги вдоль оси трубы и по одному столбику с обеих сторон автомобильной дороги до и после сооружения на расстоянии 10 метров;
- в пределах кривых на пересечениях и примыканиях автомобильных дорог в одном уровне на расстояниях, указанных в таблице 10, для внешней стороны кривой;
- на дорогах, расположенных на расстоянии менее 15 метров от болот и водотоков глубиной от 1 до 2 метров, через 10 метров;
- у мостов и путепроводов по три столбика до и после сооружения с двух сторон дороги - через 10 метров.
9.3. Применение дорожных знаков должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289-2004. Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290-2004, а также имеющимся типовым решениям.

Таблица 10

Радиус кривой в плане, м
Расстояние между столбиками, м
В пределах кривой
На подходах к кривой
на внешней стороне
на внутренней стороне
от начала до первого
от первого до второго
от второго до третьего
20
3
6
6
10
20
30
3
6
7
11
21
40
4
8
9
15
31
50
5
10
12
20
40
100
10
20
25
42
50
200
15
30
30
45
50
300
20
40
36
50
50
400
30
50
50
50
50
500
40
50
50
50
50
600
50
50
50
50
50

10. Охрана окружающей среды

10.1. При проектировании автомобильных дорог в части охраны окружающей среды следует руководствоваться законодательными актами по охране окружающей среды и действующими нормативными документами.
10.2. Нарушенные в процессе строительства земли (притрассовые полосы, резервы грунта для отсыпки земляного полотна, места временного складирования строительных материалов и конструкций и тому подобное) подлежат рекультивации.
10.3. На всей площади земель, занимаемых под автомобильную дорогу и дорожные сооружения, а также временно занимаемых для строительства, должно быть предусмотрено снятие плодородного слоя почвы.
10.4. При проложении трассы автомобильной дороги по ценным сельскохозяйственным и лесным угодьям земляное полотно должно быть запроектировано без устройства притрассовых резервов и кавальеров.
10.5. Для возведения земляного полотна должны использоваться резервы грунта, отведенные в установленном порядке, определенные СП 34.1330.2012 Автомобильные дороги, СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях, П2-01 к СНиП 2.05.02-85* Проектирование земляного полотна автомобильных дорог.
10.6. Проектируемые мосты не должны приводить к резкому изменению режимов рек, проектируемое земляное полотно - к резкому изменению режимов грунтовых вод и стока поверхностных вод.
10.7. Вдоль рек, озер и других водоемов трасса автомобильной дороги должна быть проложена за пределами специально установленных защитных зон (прибрежных природоохранных полос).

11. Гарантийный срок эксплуатации автомобильной дороги

11.1. Гарантийный срок эксплуатации автомобильных дорог, запроектированных и построенных в соответствии с требованиями настоящих Методических рекомендаций, определяется договорными условиями на строительство автомобильной дороги, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиями нормативных актов и документов отраслевых органов государственной власти Российской Федерации и Белгородской области, отвечающих за сохранность автомобильных дорог.





Приложение № 2
к Методическим рекомендациям по
разработке проектно-сметной
документации на строительство
и ремонт автомобильных дорог с малой
интенсивностью движения в микрорайонах
индивидуального жилищного строительства,
сельских населенных пунктах и подъездов
к животноводческим комплексам
на территории Белгородской области

Таблица 1

Типы местности по характеру и степени увлажнения

Тип местности
Источники увлажнения
Характерные признаки
1
(сухие места)
Атмосферные осадки
Поверхностный сток обеспечен. Подземные воды не оказывают влияние на увлажнение грунтов. Почвы без признаков заболачивания
2
(сырые места)
Кратковременные стоящие (до 30 суток) поверхностные воды, атмосферные осадки
Поверхностный сток не обеспечен. Рельеф местности равнинный. Весной и осенью возможен застой воды на поверхности почвы. Подземные воды не оказывают влияния на увлажнение грунтов. Почвы с признаками заболачивания
3
(мокрые места)
Грунтовые или длительно стоящие (более 30 суток) поверхностные воды, атмосферные осадки
Источники увлажнения оказывают влияние на увлажнение почв и грунтов независимо от условий поверхностного стока. Почвы заболоченные

Примечание:
1. Подземные воды не оказывают влияния на увлажнение верхней толщи грунтов, в случае если их уровень в предморозный период залегает ниже глубины промерзания не менее чем на:
2, 0 метра - в глинах, суглинках тяжелых пылеватых и пылеватых;
1,5 метра - в суглинках легких пылеватых и легких, супесях тяжелых пылеватых и пылеватых;
1,0 метр - в супесях легких, легких крупных и песках пылеватых.
2. Отвод поверхностного стока считается обеспеченным при уклонах поверхности и грунта в пределах полосы отвода более 2 промилле.

Таблица 2

Допустимая влажность грунтов при уплотнении

Грунт
Допустимая влажность wadm в долях от оптимальной при требуемом коэффициенте уплотнения грунта mb
Свыше 1,0
1,0 - 0,98
0,95
0,90
пески пылеватые;
1,30
1,35
1,60
1,60
супеси легкие крупные;




супеси легкие и пылеватые;
1,20
1,25
1,35
1,60
супеси тяжелые пылеватые;
1,10
1,15
1,30
1,50
суглинки легкие и легкие пылеватые;




суглинки тяжелые и тяжелые пылеватые, глины
1,0
1,05
1,20
1,30

Примечание:
1. При возведении насыпей из непылеватых песков в летних условиях допустимая влажность не ограничивается.
2. Настоящие ограничения не распространяются на насыпи, возводимые гидронамывом.
3. При возведении насыпей в зимних условиях влажность не должна, как правило, быть более 1,3 w0 при песчаных и непылеватых супесчаных, 1,2 w0 - при супесчаных пылеватых и суглинках легких и 1,1 w0 - для других связных грунтов.
4. Величина допустимой влажности грунта может уточняться с учетом технологических возможностей имеющихся в наличии конкретных уплотняющих средств в соответствии с нормами СП 78.13330.2012.





Приложение № 3
к Методическим рекомендациям по
разработке проектно-сметной
документации на строительство
и ремонт автомобильных дорог с малой
интенсивностью движения в микрорайонах
индивидуального жилищного строительства,
сельских населенных пунктах и подъездов
к животноводческим комплексам
на территории Белгородской области

Таблица 1

Типы и подтипы глинистых грунтов

Грунт
Показатели
Тип
Подтип
Содержание песчаных частиц, %
Число
Супесь
Легкая крупная
Свыше 50
1 - 7
Легкая
50
1 - 7
Пылеватая
От 50 до 20
1 - 7
Тяжелая
Менее 20
1 - 7
Суглинок
Легкий
Свыше 40
7 - 12
Легкий
Менее 40
7 - 12
Пылеватый


Тяжелый
Свыше 40
12 - 17
Тяжелый
Менее 40
12 - 17
Глина
Песчанистая
Свыше 40
17 - 27
Пылеватая
Менее 40
17 - 27
Жирная
Не нормируется
Св. 27

Примечание:
1. Для супесей легких крупных учитывается содержание песчаных частиц размером от 2 до 0,25 миллиметра, для остальных грунтов - от 2 до 0,05 миллиметра.
2. При содержании в грунте от 25 до 50 процентов по массе частиц крупнее 2 миллиметров к названию глинистых грунтов добавляется слово "гравелистый" (при окатанных частицах) или "щебенистый" (при неокатанных частицах).

Таблица 2

Классификация грунтов по степени набухания

Разновидность грунта (при влажности 0,5 wо)
Относительная деформация набухания, % от толщины слоя увлажнения
Ненабухающий
Менее 2
Слабонабухающий
От 2 до 4 включительно
Средненабухающий
От 5 до 10
Сильнонабухающий
Свыше 10

Примечание: wо - оптимальная влажность грунта.

Таблица 3

Классификация грунтов по степени просадочности

Разновидность грунта
Коэффициент просадочности
Относительная деформация просадки, % от толщины слоя промачивания
Непросадочный
Свыше 0,92
Менее 2
Слабопросадочный
От 0,85 до 0,91 включительно
От 2 до 7 включительно
Просадочный
От 0,80 до 0,84
От 8 до 12
Сильнопросадочный
Свыше 0,79
Свыше 12

Примечание: классификация не распространяется на скальные водоустойчивые грунты и грунты с исключением водонерастворимых цементирующих веществ, просадочность которых оценивают по данным лабораторных испытаний.

Таблица 4

Классификация грунтов по степени пучинистости при замерзании

Группа грунта
Степень пучинистости
Относительное морозное пучение образца, %
I
Непучинистый
До 1 включительно
II
Слабопучинистый
Свыше 1 до 4
III
Пучинистый
От 4 до 7
IV
Сильнопучинистый
От 7 до 10
V
Чрезмернопучинистый
Свыше 10

Примечание:
1. Испытания на пучинистость при промерзании осуществляются в лаборатории по специальной методике с подтоком воды.
2. При оценке величины морозного пучения посредством расчета испытания грунтов на интенсивность морозного пучения проводят по специальной методике.
3. В случае когда испытания на морозное пучение не проводятся, группу по степени пучинистости допускается устанавливать по таблице 6, а среднюю относительную величину морозного пучения зоны промерзания - по таблице 7.

Таблица 5

Группы грунтов по степени пучинистости

Грунт
Группа грунта
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2%
I
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц 153 %>; мелкий - с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15%; супесь
II
Супесь легкая; суглинок легкий и тяжелый; глины
III
Песок пылеватый; супесь пылеватая; суглинок тяжелый пылеватый
IV
Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий пылеватый
V

Таблица 6

Величина морозного пучения

Грунт рабочего слоя
Среднее значение относительного морозного пучения при промерзании 1,5 м, %
Песок гравелистый, крупный и средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2%
11
Песок гравелистый, крупный, средней крупности с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 15% и мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм до 2%
1
1-2
Песок мелкий с содержанием частиц мельче 0,05 мм менее 15%; супесь легкая крупная
1-2 2-4
Песок пылеватый; супесь пылеватая; суглинок тяжелый пылеватый
2-4 7-10
Супесь легкая
1-2 4-7
Супесь тяжелая пылеватая; суглинок легкий пылеватый
4-7 10
Суглинок легкий и тяжелый; глины
2-4 4-7

Таблица 7

Разновидность грунта по степени увлажнения

Разновидность грунта
Влажность
Недоувлажненный
Нормальной влажности Повышенной влажности Переувлажненный
Менее 0,9 w0
От 0,9 w0 до wadm

Примечание: максимально возможная влажность грунта при коэффициенте уплотнения 0,9.


------------------------------------------------------------------